Византия – центр христианской культуры. Распространение влияния раннехристианского искусства и архитектуры.

Описание поступательного развития христианской культуры в начале тысячилетия с формирование центра в Византии.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение

Когда император Константин, после победы над Максенцием на Мильвийском
мосту, одержанной в 312 г. под знаменем Креста, вступил в Рим, торжество христианства,
подготовлявшееся трехвековой борьбой, было уже полным. Также и христианское
искусство, после эдиктов о веротерпимости 313 и 314 гг., поднялось на неожиданную
высоту.

Во всех провинциях Римской империи началось теперь его победоносное шествие:
в Александрии, где, к сожалению, сохранились лишь немногие памятники, как и во всем
Египте и Северной Африке; в Антиохии, сокровища которой еще ждут раскопок, как и во
всей Сирии; в овеянных дыханием Востока срединных странах Малой Азии, памятники
которых были выдвинуты Стриговским на первый план христианского художественного
движения, как и в эллинистических городах малоазийского побережья; в Фессалониках,
как и в самой Греции; в Риме, вскоре утратившем свое мировое господство, как и в
прочих больших городах Италии, к которым с V столетия присоединяется Равенна.
Великое значение для дальнейшего развития искусства, как и вообще для всемирной
истории, имело то обстоятельство, что Константин, вскоре после восстановления
единовластия в империи, повернулся спиной к старому Риму, чтобы в Византии, на берегу
Босфора Фракийского, основать «новый Рим», до наших дней сохранивший за собой
название «город Константина». Древняя Византия в качестве нового Рима сделалась
первообразом христианского города и средоточием христианской художественной
деятельности. Не подлежит сомнению, что византийское искусство уже в V и VI
столетиях имело свой особый облик, но столь же несомненно и то, что характерные черты
этого древневизантийского искусства предварительно сложились в Александрии, Сирии,
Малой Азии, в значительной степени и на более далеком, в особенности на сасанидском,
Востоке; затем можно предположить, что новые художественные формы
переднеазиатского и африканского Востока, развившиеся лишь в эту «позднеантичную»
эпоху, во многих случаях проникали на Запад и непосредственно, минуя Византию. Конец
этой эпохи ощущается там, где начинает утрачиваться античная основа искусства; эта
граница обозначена на Западе заимствованием северных художественных элементов, в
Константинополе — что против этого ни возражали бы — иконоборством, а на
эллинистическом Востоке — победой ислама.

2 – Христианская церковь3 – Церкви на востоке и юге4 – Церкви Сирии и Малой азии5 – Церкви Армении.6 – Архитектура Константинополя7 – Римская архитектура8 – Архитектура Равенны VI века9 – Зарождение романского стиля10 – Заключение (символы в архитектуре).

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий