Западное искусство (VII — XI вв.)
Искусство Италии и Испании (около 750-1050 гг.)
Совсем иное, чем в Италии, было положение раннего средневекового искусства в
Испании. Зеленое знамя пророка веяло над Сьеррой-Невадой и надо всем югом Испании.
В первом томе настоящего сочинения мы познакомились с пышным расцветом, которого
достигло мавританское искусство в эти столетия на южноиспанской почве. Христианское
искусство было оттеснено на крайний север полуострова, преимущественно в королевство
Леон. В Овиедо, Вильявисиосе и некоторых соседних местах сохранились церковные
постройки IX и X столетий; не обнаруживая большого полета художественной фантазии,
они свидетельствуют, однако, о самостоятельной, хотя и находившейся в связи с
одновременным развитием южнофранцузского искусства переработке
древнехристианской традиции.
К началу рассматриваемой нами эпохи относится так называемая Камера-Санта IX
столетия при готическом соборе в Овиедо: это род склепа, перекрытого коробовым
сводом, с шестью пилястрами, из которых каждая украшена двумя фигурами апостолов;
последние сильно вытянуты в длину, но не совсем лишены художественности. Такой же
вид имеет церковь Санта-Мария де Наранко в Овиедо, вдоль продольных сторон которой
впервые появляются как испанская особенность наружные колоннады, составляющие
некоторым образом промежуточную ступень между раннехристианскими нартексами и
средневековыми галереями клуатров.
К трехнефным базиликам с плоским покрытием в рассматриваемую эпоху
принадлежит освященная в 893 г. бенедиктинская церковь Сан-Сальвадор де Вальдедиос
близ Вильявисиосы. Трансепта в ней нет, хор отделен колоннами и арками от продольного
корпуса, вдоль наружных стен которого также идет красивая колоннада. X столетию
принадлежит трехнефная, прямоугольная в плане, но уже снабженная трансептом церковь
Сан-Мигель де Эскалада близ Леона. Характерно, что ее наружную галерею
поддерживают мавританские подковообразные арки, в чем ясно выказывается арабское
влияние, шедшее с юга полуострова. Капители колонн напоминают собой коринфский
орден. В интерьере этой церкви преобладает примитивно простой, зубчатый орнамент.
Настоящий расцвет испанского искусства начинается, однако, лишь со второй половины
XI столетия.
Рис. 43. Аркадная галерея снаружи продольного корпуса церкви Сан-Мигельде Эскалада близ Леона.
Рис. 43. Аркадная галерея снаружи продольного корпуса церкви Сан-Мигельде Эскалада близ Леона.
1 – Византийское искусство в Италии.2 — Архитектура Италии при германцах.3 — Орнаментальное искусство.