Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение
Христианская архитектура на востоке Сирии.
Многочисленные развалины церквей Центральной и Восточной Сирии
свидетельствуют о былом художественном значении этой страны. Небольшие города, в
которых возвышались эти церкви, лежат в развалинах уже со времени первого арабского
нашествия. Поэтому древнехристианская архитектура не искажена здесь никакими
позднейшими примесями.
Как на прототип сирийских церквей можно указать на так называемую преторию
Мус-Мидже. Обычно и, по-видимому, правильно ее относят к доконстантиновскому
времени и считают произведением языческого архитектора; но некоторые исследователи,
как, например, Горн. Гурлитт, видят в ней христианскую церковь V столетия, что по
меньшей мере сомнительно. Великолепный шестиколонный портик ведет в квадратный
зал с четырьмя колоннами в середине и 12 полуколоннами по стенам; эти колонны
соединены между собой арками. На четырех средних арках покоится плоский купол.
Четыре крестообразно расположенных крыла перекрыты коробовыми сводами. Против
портика находится полукруглая ниша, а по обеим ее сторонам — две четырехугольные
камеры. Такое же расположение частей мы встречаем в поздних византийских церквах. И
этот пример доказывает, что центральные постройки более тесно, чем вытянутые в длину,
примыкают к античным образцам.
Настоящие продолговатые церкви базиличного типа, преобладающие и в Сирии,
отличаются каменной кладкой (иногда, как, например, в Шакке, дерево в конструкции
совершенно отсутствует), и соответственно этому преимущественно «конструктивным»
характером. В них нет ни трансепта, ни эмпор. Свободно стоящие колонны, соединенные
посредством полуциркульных арок, являются в них как общее правило; но в базиликах
Рувехи и Калб-Лузе колонны заменены столбами. Обычная полукруглая абсида часто не
выдается за наружное прямоугольное очертание базилики; нередко к ней присоединяются
диаконик и профезис. В некоторых из этих сирийских церквей, так сказать,
предвосхищены средневековые особенности: в Калб-Лузе, Турманине и Калат-Симане
стоящие на кронштейнах небольшие колонны поддерживают потолочные балки верхнего
яруса, в Калб-Лузе и Калат-Симане такие же колонки, кроме того, опоясывают наружную
стену полукруглой алтарной ниши. Особенно роскошны фасады церквей Калб-Лузе и
Турманина над открытым нартексом возвышается верхний портик (лоджия); по сторонам
его — две четырехгранные башни с лестницами внутри. Эти башни, правда не
превышающие еще середины фронтона, — первые известные науке колокольни,
органически связанные с церковью.
Большая самостоятельность видна также в отдельных орнаментальных формах
сирийских базилик. Кое-где уже встречается характерный для романского стиля
аркатурный фриз (ряд арочек под карнизом). Капители колонн среднего нефа образованы
так свободно, что часто только издали напоминают ионический или коринфский орден. В
больших, точно колеблемых ветром, листьях капителей Калат-Симана едва можно узнать
формы аканфа. Завиток аканфа, с сильно укороченными стеблями, с цветами в виде
листьев и с колесообразными розетками на дверном карнизе церкви в Эль-Баре стоит уже
на пути к стилизации в византийском духе.
Церковь в Калат-Симане (Сирия).
Переходом к центральным постройкам в Сирии служит величественная
коммеморативная церковь в Калат-Симане, напоминающая собой константиновскую
церковь св. Апостолов в Константинополе. Четыре базиликообразные части,
расположенные на восток, север, запад и юг, составляют четыре крыла среднего
четырехугольного пространства, переходящего в восьмиугольник, не имеющий никакого
покрытия. К настоящим центральным храмам относятся собор в Босре и церковь св.
Георгия в Эсре. Собор в Босре, как гласит надпись на нем, построен в 511-512 гг. Он
представляет собой снаружи четырехугольник, а внутри — круг; полукруглые абсиды
размещены по углам четырехугольника. Церковь св. Георгия в Эсре имеет в плане
квадрат, внутренние углы которого заняты полукруглыми нишами; среднее пространство
здесь восьмиугольное, и восемь столбов, соединенных один с другим арками,
поддерживают высокий купол; переход от восьмиугольного основания к круглоте купола
составляют шестнадцатиугольники, но еще не сферические пандантивы, которые вскоре
станут принадлежностью византийской церковной архитектуры.
Христианские церкви в Малой Азии.
К древнейшим областям христианского искусства надо причислить также Малую
Азию, юго-восточная часть которой, своим вполне самобытным характером резко
отличающаяся от ее эллинистического Запада, благодаря исследованиям Крауфута и
Смирнова, обработанным Стриговским, включена как «новинка» в историю христианского
искусства. Здесь, как, например, в Бин-бир-килисе, сохранилось много развалин древних
церквей базиличного и центрального типов. Базилики Бин-бир-килисе, построенные из
тесаного камня, отличаются от западных базилик преимущественно тем, что они
перекрыты сводами, что место эллинистических колонн заступают в них столбы, к
которым со стороны средних и боковых нефов прислонены массивные полуколонны, что
полуциркульные арки абсид и сводов нередко принимают форму подковы и, наконец, что
по сторонам западного фасада они имеют, сходно со многими сирийскими постройками,
пару низких башен. Связь романского стиля Западной Европы с архитектурными
формами малоазийских и сирийских церквей не подлежит сомнению.
В эллинистическую Малую Азию, Сирию и Македонию возвращают нас церкви
другого рода, занимающие промежуточное место между базиликами и купольными
церквами с крестообразным планом. В них четырехугольник, образуемый пересечением
нефов, — его пилястры еще тесно срослись с наружными стенами, — перекрыт куполом,
тогда как протяжение здания в длину подчеркнуто в плане вставленным перед абсидой
квадратом или полуквадратом, а в архитектуре здания — сводами боковых нефов,
расположением пилястр или колонн и более глубоким притвором. Остается ли при этом
общий план здания центральным (в данном случае квадратным) или же, как у настоящих
купольных базилик, превращается в прямоугольный благодаря прибавке с западной
стороны короткого продольного нефа — вопрос не особенно существенный.
Знаменитейшая церковь Востока, Юстинианов храм св. Софии в Константинополе,
принадлежит до известной степени к этому типу, правда переработанному в данном
гениальном сооружении вполне самостоятельно.
Великолепная даже в разрушенном виде «купольная базилика» Ходжа-килиси в
Малой Азии, купол которой, впрочем, мог представлять собой простую башню с
шатровой крышей, древнее константинопольского храма св. Софии (537 г.). Моложе его,
во всяком случае, купольная базилика Каср-ибн-Вардан в Сирии, в плане своем
приближающаяся к квадрату. Различие во мнениях Стриговского и Вульфа, двух лучших
немецких знатоков восточной архитектуры, сводилось к тому, древнее или моложе храма
св. Софии наиболее известные из квадратных церквей этого рода, например церковь св.
Николая в Мире, церковь св. Климента в Анкире, в особенности же церковь Успения
Богородицы в Никее и церковь св. Софии в Фессалониках. Стриговский видел в них
предшественниц Айя-Софии, а Вульф, как и большинство исследователей, — подражания
ей, только в упрощенной форме.
Базилики Фессалоник, которые, как и малоазийские, везде имеют полуциркульные
арки вместо прямых антаблементов, эмпоры над боковыми нефами и уже развитые
импосты над колоннами, переносят нас в Константинополь. К первой половине V
столетия относится в Фессалониках церковь, называемая Эски-джами, к середине того же
столетия — церковь св. Димитрия, в которой столбы чередуются с колоннами. Церковь св.
Георгия — простая круглая постройка, полукупол которой непосредственно лежит на
крепких наружных стенах, расчлененных внутри четырехугольными нишами.
1 – Введение.2 – Христианская церковь3 – Церкви на востоке и юге5 – Церкви Армении.6 – Архитектура Константинополя7 – Римская архитектура8 – Архитектура Равенны VI века9 – Зарождение романского стиля10 – Заключение (символы в архитектуре).