Скульптура при каролингах: вступительное слово, каменные и деревянные скульптурные изделия каролингов.

При Карле великом монументальное скульптурное творчество был слабо развито, возможно так считают из-за того что очень мало экспонатов сохранилось до наших дней.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Скульптура

Зависимость каролингско-оттоновского искусства от древнехристианского
искусства Востока и Запада выказывается также и в скульптуре, остававшейся, как в
древнехристианскую пору, преимущественно искусством мелких поделок и рельефа. Карл
Великий перенес из Равенны в Ахен бронзовую позолоченную конную статую Феодориха;
но подобный образец был еще не по плечу северным ваятелям. Единственная дошедшая
до нас бронзовая статуэтка, приписываемая этой эпохе авторитетными исследователями,
не выше одного фута, а по своим безжизненным, вялым, хотя и довольно правильным
формам приближается скорее к поздним произведениям римского провинциального
искусства, чем к монументальной, полной внутреннего движения равеннской статуе. Мы
имеем в виду известную конную статуэтку Карла Великого, хранящуюся в музее
Карнавале в Париже. Соглашаясь с Клеменом, мы склонны приписать это произведение,
на основании его форм, скорее каролингской эпохе, чем — как это делал Вольфрам,
приведший, правда, заслуживающие внимания доводы против каролингского
происхождения статуэтки, — XVI столетию. Античные традиции в исполнении фигуры
коня и плаща императора здесь еще не переработаны в готском духе. Император — в
короне, держит в левой руке державу, а в правой — меч (реставрированный). К прочим
металлическим изделиям этой эпохи мы еще вернемся.

Каменные скульптуры.

Из произведений каролингской каменной скульптуры художественный интерес
имеют лишь немногие. Однако, как это доказал Клемен, полуфигуры благословляющего
Спасителя в музее Трирского собора и Боннском провинциальном музее тесно примыкают
к позднеримским могильным стелам с полуфигурами умерших, так что и в каменной
пластике можно кое-где заметить переход от позднеримского стиля к каролингскому или
раннероманскому. Но лишь в редких случаях эти памятники имеются в достаточном
количестве. Особняком, как бы заброшенный сюда с британских островов, стоит
придорожный крест в Гризи, на севере Франции, в департаменте Кальвадос, неподалеку
от морского берега. Античная традиция еще чувствуется в большом рельефном
изображении крылатого коня, скачущего за диким зверем, на каменной плите в
Ингельхейме, по-видимому принадлежавшей той части дворца, которая отстроена при
Людовике Благочестивом. Северный характер имеют изображения водяных птиц с
рыбами в их длинных клювах, на плите, вделанной в портал католической церкви близ
Зауер-Швабенгейма, в Гессенском Великом Герцогстве; эти рельефы, несомненно, самые
зрелые произведения оттоновской каменной пластики, наряду с которыми другие едва
заслуживают упоминания.

Скульптуры из дерева.

От деревянной пластики, бывшей в употреблении во все продолжение
рассматриваемого нами периода (резьбой из дерева украшались, например, еще
многочисленные в то время деревянные церкви), не сохранилось ничего, что относилось
бы к каролингскому времени и было бы сколько-нибудь достойно внимания; но концу
оттоновской эпохи принадлежит, например, замечательное изваяние Распятия в
Брауншвейгском соборе (фигура Христа — более чем в натуру). Спаситель и здесь
изображен еще не испустившим дух, одетым в тунику, с ногами, пригвожденными
отдельно одна от другой. Длинный худощавый лик Распятого полон уже индивидуальной
жизни, хотя его черты искажены страданием. При всей жесткости исполнения это
Распятие — произведение сильное и значительное.

2 — Резьба по слоновой кости3 — Металлические изделия4 — Заключение.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий