Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Скульптура
Золотые изделия
К изделиям из слоновой кости примыкают металлические работы каролингско-
оттоновской эпохи, из которых наше внимание останавливают на себе прежде всего
золотые изделия. Золотых дел мастерство, постоянно стоявшее во Франции высоко со
времен св. Элигия, получило значительное развитие в Германии уже в каролингскую
эпоху, главным же образом — в оттоновскую. Под покровительством таких преданных
интересам искусства духовных сановников, как Эгберт, епископ Трирский, и Бернвард,
епископ Хильдесхеймский, золотых дел мастерство достигло здесь пышного расцвета.
Блеск золота, серебра и драгоценных камней на церковной утвари представлялся этим
прелатам как бы отблеском вечного небесного света. Под их руководством в мастерских
епископских резиденций изготовлялись переплеты для священных книг, раки для святых
мощей, балдахины на колоннах для осенения рак и алтарей, переносные алтари,
процессионные кресты и всякого рода священные сосуды.
Большинство того, что нам известно о церковных и иных золотых изделиях
рассматриваемой эпохи, мы получили из письменных свидетельств. Древнейшим из
дошедших до нас произведений этого рода, достоверно принадлежащим каролингскому
времени, надо считать чашу Тассило из Кремсмюнстерского монастыря. Надпись на
ножке этой чаши указывает, что она — дар баварского герцога Тассило и, следовательно, в
чем мы соглашаемся с Фальке, изготовлена приблизительно в 780 г. Сама чаша медная,
частью литая, частью чеканной работы, но обложена овальными серебряными и золотыми
пластинками, на которых выгравирован рисунок. Характерно, что орнаменты этой чаши
состоят почти исключительно из ленточной и ременной плетенки меровингского,
местами, быть может, ирландского стиля и что у полуфигур Спасителя и евангелистов
еще грушевидные головы и растопыренные пальцы, исчезнувшие из искусства лишь в
эпоху «каролингского ренессанса».
Цветущему времени каролингского искусства принадлежат три произведения,
каролингское происхождение которых доказано в.-М. Шмидтом. Их родину надо искать
не в немецкой, а во французской части франкского государства. Сварценский относил их
к своей реймсской (расширенной) школе. Древнейшее из этих произведений — обшивка
главного алтаря церкви св. Амвросия в Милане, изготовленная в 835 г. по заказу епископа
Ангильберта II мастером Вульвином, начертавшим здесь свою подпись (volvinus).
Золотые и серебряные рельефы этого алтаря изображают Христа и апостолов, шесть сцен
из земной жизни Спасителя, святых и ангелов; на задней стороне алтаря представлено,
более слабым рельефом, житие св. Амвросия. Стиль этих изображений, изящный, но
вместе с тем тяжеловатый, отражает в себе античные традиции и не может быть приписан,
как думали прежде, XII столетию. Затем следует указать на переднюю доску переплета
«Золотого Кодекса св. Эммерама» в Мюнхенской Государственной библиотеке. Выбитые
на золоте рельефы этой доски изображают Христа во славе, евангелистов и четыре
эпизода из жизни Спасителя. Христос и апостолы — безбородые. Стройные фигуры в
высшей степени жизненны и подвижны. Последнее из упомянутых трех произведений —
небольшой походный алтарь императора Арнульфа, в мюнхенской «Богатой капелле».
Поля фронтонов украшены христианскими символами, восемь полей крышки —
библейскими сценами, сходными по исполнению с рельефами «Золотого Кодекса».
Рельефы этого алтаря принадлежат второй половине IX столетия.
Рака святого Андрея в ризнице Трирского собора.
Столетием позже (около 980 г.) изготовлена в Трире под руководством
архиепископа Эгберта (на что указывает надпись), изданная впервые Аусмом-Вертом рака
св. Андрея в ризнице Трирского собора. Золотые листы, которыми она обита, украшены
символическими фигурами животных в богатых обрамлениях из драгоценных камней.
Здесь впервые, быть может, появляется в Германии византийская перегородчатая эмаль.
Такие эмали, вероятно, находились в числе драгоценностей, привезенных с собой из
Константинополя императрицей Феофану, супругой Оттона II. Окраска этой эмали еще
несколько бледна, а техника несовершенна; наряду с перегородчатой эмалью в розетках
боковых сторон раки встречается еще древнее, готско-меровингское украшение из
красной ячеистой глазури (verroterie cloisonnиe) — «последний случай употребления в
Германии этой побочной формы перегородчатой эмали», как замечал Фальке. Той же
школе принадлежит золотой футляр для жезла св. Петра, хранящийся в соборной ризнице
в Лимбурге-на-Лане. К концу рассматриваемого нами времени относится хранящаяся в
музее Клюни в Париже золотая передняя доска алтаря, подаренная Генрихом II
Базельскому собору. Поверхность рельефа подразделена пятью арками на колоннах; в
средней арке изображен Спаситель, в других — св. Бенедикт и три архангела, Михаил,
Гавриил и Рафаил; свободное пространство заполнено античными завитками. «Смесь
грубости и византийской утонченности столь же характерна в этом произведении, —
говорил Шназе, — как и латинская надпись со вставленными в нее греческими
словами».
Рис. 67. Украшение передней стороны алтаря Генриха II из Базельского собора, в музее Клюни в Париже.
Рис. 67. Украшение передней стороны алтаря Генриха II из Базельского собора, в музее Клюни в Париже.
Золотые изделия Бернварда
Во времена Генриха II жил также епископ Бернвард Хильдесхеймский (993-1022),
художник, деятельность которого вращалась в рамках тогдашнего направления искусства.
Нет надобности предполагать, что связанные с именем Бернварда произведения
сработаны им самим, тем более что даже надпись «fecit» в эту эпоху нередко указывала,
что данная вещь выполнена по заказу и под наблюдением известного лица, но не им
собственноручно. Известен золотой крест Бернварда в хильдесхеймской церкви св. Марии
Магдалины, каждый из четырех концов которого заканчивается более широким
квадратом. Из литейной мастерской Бернварда вышел, судя по надписи, хранящийся в той
же церкви бронзовый подсвечник, орнаментированный плетением и вообще изящными,
хотя, в отдельности, и грубыми фигурами. Этот подсвечник приводит нас к рассмотрению
монументальных бронзовых изделий, служащих главными памятниками не только школы
Бернварда, но и всей северной пластики рассматриваемой эпохи. Со времени Карла
Великого, по приказанию которого, как мы уже видели, были изготовлены литые
бронзовые двери и балюстрады эмпор Ахенского собора, литье из бронзы постоянно
употреблялось в Германии для простых изделий, но только в конце оттоновской эпохи
стали применять его при исполнении настоящих художественных работ. В Хильдесхейме
отлиты бронзовые двери местного собора и бронзовая колонна, ныне снова поставленная
в его правом поперечном нефе. Основной характер этих обоих произведений — еще вполне
античный, а именно римский. Идею дверей Хильдесхеймского собора внушили
Бернварду, по всей вероятности, знаменитые деревянные двери церкви св. Сабины в Риме,
которые, однако, подразделены более изящно. Восемь рельефов левой створки
хильдесхеймских дверей изображают, в направлении сверху вниз, события, изложенные в
Ветхом Завете, начиная Сотворением человека и заканчивая Убиением Авеля. На восьми
рельефах правой створки представлены восемь главных событий из Нового Завета, от
Благовещения до Вознесения Господня; сцены расположены в обратном порядке, снизу
вверх. В этих рельефах, при плохом вообще понимании форм художником, много
разнообразия и свободы. Головы то слишком велики, то слишком малы, бедра или
чересчур тонки, или излишне массивны; носы почти везде грубые и толстые, глаза
большие, навыкате. Нигде не замечается преобладания схемы, канона. Гривы львиных
голов, держащих в зубах кольца, архаически стилизованы, тогда как волосы человеческих
фигур трактованы со свободой, свойственной позднеримской технике. Сам стиль
рельефов не выдержан; высокие и низкие места чередуются произвольно. При всем том
сюжеты скомпонованы вполне ясно, а телодвижения разнообразны и жизненны. Это
искусство, в основе которого лежит великое прошлое, но которое с чисто юношеской
смелостью распоряжается потускневшими традициями прошлого. Стоящая теперь в
Хильдесхеймском соборе колонна Бернварда, отлитая в 1022 г., в отношении своего
общего замысла приближается к римской колонне Траяна, служившей для нее образцом.
Она обвита сверху донизу спиральной лентой рельефов, на которой в непрерывной
последовательности изображены, начиная с низа, события из земной жизни Христа, от
Крещения до Входа в Иерусалим. Капитель — более позднего времени. В
противоположность стилю хильдесхеймских ворот, здесь в технике рельефа и формах
фигур ясно выказывается тяготение к античности. Вообще эти художественные
памятники, несмотря на свежесть новых стремлений, проявляющихся в воротах
Хильдесхеймского собора, принадлежат еще традиционному направлению,
соединяющему каролингскую и оттоновскую эпохи.
Рис. 68. Бронзовые двери Хильдесхеймского собора.
Рис. 68. Бронзовые двери Хильдесхеймского собора.
Рис. 69. Колонна Бернварда в Хильдесхеймском соборе.
Рис. 69. Колонна Бернварда в Хильдесхеймском соборе.
1 — Скульптура при Карле Великом2 — Резьба по слоновой кости4 — Заключение.