Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись
Переходное время от каролингской к оттоновской эпохе, особенности
орнаментики которой Сварценский проследил главным образом для рейхенауской школы,
вообще бедно в художественном отношении. Лишь после того как Оттон Великий (962)
восстановил «Священную Римскую империю германской нации», пробудилась к жизни в
новом блеске, вместе со всеми художествами также и немецкая живопись миниатюр.
Семена художественности, посеянные при Оттоне I, принесли при Оттоне II, Оттоне III,
Генрихе II и их ближайших преемниках обильные плоды, погибшие только к середине XI
столетия.
Книжная живопись этой эпохи представляет собой во многих отношениях
дальнейшее развитие принципов каролингского искусства, с которым ее роднит
традиционность направления; но вместе с тем в ней выказывается немало нового,
сообщающего оттоновскому искусству своеобразный характер, отличающий его от
каролингского искусства. Ленточное и ременное плетение все чаще и чаще переходит в
растительный орнамент, наряду с которым по-прежнему иногда встречается меандр.
Задние фоны фигурных изображений представляют, в подражание тканым материалам,
роскошные цветные ковровые узоры или, как в византийских миниатюрах и мозаиках,
становятся блестящими золотыми поверхностями. Глубокие густые тона красок делаются
светлее и чище. Фигуры получают бульшую стройность и изящество, драпировки —
большую простоту и спокойствие. Контурный рисунок по-прежнему преобладает только в
некоторых школах и направлениях, тогда как в других употребляется живописно
стушеванная моделировка. Иногда даже кажется, будто «оттоновский ренессанс»,
игнорируя каролингскую эпоху, приковывается прямо к древнехристианским
образцам.
Переходную ступень между каролингской группой Ады и оттоновской живописью
занимают такие манускрипты, как, например, изданный Эхельгейзером петерсгаузенский
Сакраментарий Гейдельбергской университетской библиотеки, или сходное с ним по
стилю и принадлежащее тому же времени, что и он, Евангелие архиепископа Кёльнского
Геро (969-976), в Дармштадтской великогерцогской библиотеке.
Кодекс Эгберта и другие рукописи оттоновского времени
Из рукописей цветущей оттоновской эпохи заслуживают внимания главным
образом пять великолепных манускриптов, принадлежащих к различным направлениям,
при помощи которых можно понять и дальнейшее развитие миниатюрной живописи.
Впереди них мы ставим изданный Краусом знаменитый Кодекс Эгберта — Евангелие,
написанное для архиепископа Трирского Эгберта (977-993) в Рейхенауском монастыре
монахами Керальдом и Герибертом и хранящееся в Трирской библиотеке.
Посвятительные листы — на втором из них изображен архиепископ, сидящий и
принимающий из рук названных двух монахов драгоценную книгу, — имеют густой
пурпурный фон, окруженный широкими полями, которые украшены причудливыми
животными орнаментами, раскрашенными более темной пурпурной и золотой красками.
Все это вместе производит превосходный общий эффект. Фон на четырех листах с
изображениями евангелистов заполнен пурпурными ковровыми узорами. Седые
белобородые евангелисты с крупными чертами лица сидят в торжественных позах перед
своими аналоями. В тексте встречаются великолепные инициалы, в которых ременная
плетенка перешла в сплетение растительных стеблей с трилистниками,
четырехлистниками и стреловидными листьями.
Пятьдесят одна миниатюра на сюжеты из Нового Завета окружена простыми
бордюрами, причем нередко на одном и том же листе и в одном и том же обрамлении
представлено несколько отдельных сцен. Фон этих миниатюр еще не золотой; синее небо,
книзу более светлое, обычно сходится с коричневой полосой земли, что в других случаях
передано условно тремя полосами фона. Пейзажные и архитектурные элементы
ограничиваются почти исключительно отдельными зданиями и стилизованными
деревьями, расположенными без связи и перспективы. Волны не схематизируются.
Сюжеты скомпонованы просто, спокойно и понятно; фигуры довольно пропорциональны
и жизненны, несмотря на то что в них не выказывается понимание форм. Спаситель на
всех миниатюрах — юный и безбородый; в композиции «Распятие», Он представлен еще не
испустившим духа, с открытыми глазами, одетым в длинную тунику с рукавами; ноги Его,
как в изображениях всей этой эпохи, пригвождены к кресту каждая порознь. В отдельных
фигурах живопись преобладает над рисунком; тона красок светлы и гармоничны.
Рис. 61. Св. евангелист Иоанн.
Рис. 61. Св. евангелист Иоанн.
Рис. 62. Распятие.
Рис. 62. Распятие.
Евангелие Оттона II.
Несколько другой характер имеет Евангелие Оттона II, в Парижской Национальной
библиотеке. В его орнаментации значительную роль играют меандр и аканфовые завитки.
На обороте первого листа изображен, среди золотого фона, сидящий на престоле и
окруженный мандорлой безбородый Спаситель со строгим ликом; золотой фон,
встречающийся во всей рукописи, выражает собой блеск небесной славы. св. Матфей
изображен старцем с седой бородой, позади пурпурной завесы, на зеленом фоне; св. Марк
— седым и лысым, на желтом фоне, в красном портике; св. Лука — также стариком, на
зеленом фоне, перед фиолетовой завесой. Только св. Иоанн, сидящий на голубом фоне
перед зеленой завесой, представлен юным, с лицом, обрамленным темными кудрями,
тогда как, например, в каролингском Евангелии Франца II, в той же библиотеке, он один
изображен в виде старца. Фигуры Евангелия Оттона II несколько длинны по отношению к
головам, но нарисованы недурно; моделированы они в живописной манере, тенями и
бликами; их внешние контуры не слишком черны.
Эхтернахское Евангелие.
К числу великолепнейших произведений рассматриваемой нами эпохи
принадлежит написанное золотыми буквами эхтернахское Евангелие, хранящееся в
Готском музее (Codex aureus Epternacensis). Надпись на его крышке указывает на время
правления императрицы Феофану (983-991), вдовы Оттона II. Заглавные листы сплошь
покрыты узорами, срисованными, очевидно, с материй. Большой интерес представляют
многочисленные миниатюры, из которых те, которые иллюстрируют Евангелие от
Матфея, изображают юность Спасителя; миниатюры при Евангелии от Марка
представляют чудеса, при Евангелии от Луки — притчи, при Евангелии от Иоанна —
Страсти Господни. В больших, но очень жизненных фигурах на таблицах канонов
отражается традиция каролингских Евангелий; но уже изображение юного Спасителя в
композиции «Небесная слава» свидетельствует, что основной характер этой рукописи —
западный.
Евангелие Аахенского собора времён Оттона III.
Великолепное Евангелие ризницы Ахенского собора, изготовленное Лиутгардом
(изданное Бейсселем), по нашему мнению, относится отнюдь не ко времени Оттона I, хотя
и посвящено «императору Оттону». Изображение сидящего на престоле, в «небесной
славе» юного императора более всего подходит Оттону III. Сравнивая стойные,
прихотливо расчлененные колонны таблиц канонов и обрамления миниатюр с
аналогичными элементами каролингского Евангелия той же ризницы, мы как бы
переходим от первого и второго стиля помпейской архитектурной живописи к третьему и
четвертому. Евангелисты, равно как и библейские сцены, изображены уже на золотом
фоне. Волны в изображении морской бури нарисованы схематично, в виде волнистых
спиралей. Темные контурные линии имеются только внутри фигур; «контур лишь
разделяет, но не очерчивает», как метко заметил Фёге. Техника вообще малопластична,
хотя краски положены мягко и живописно.
1 — Церковные фрески2 – Рукописи: группа Ады.4 — Турская школа калиграфии5 — Реймсская и мецская каллиграфия.6 — Рукописи Санкт-Галленского монастыря.8 — Рукописи при Генрихе II