Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись
Реймсская школа каллиграфии (аббатство Гоильер) – IX век.
Переход к рукописям, принадлежащим, несомненно, реймсской школе и
написанным в аббатстве Говильер, представляет собой блуаское Евангелие Парижской
Национальной библиотеки. Его миниатюры скопированы с венского кодекса, но грубее их
по контурам. Главные памятники этой признанной реймсской школы имеют, однако, уже
иной характер. Оживленности их фигур соответствует некоторое беспокойство
изображавшей их кисти. Главное произведение данной школы — Евангелие епископа Эббо
(816-835), в библиотеке Эперне. Колонны на таблицах канонов, широко расставленные,
соединены не циркульными арками, а треугольными фронтонами. Ремесленники с
молотками, изображенные по углам фронтонов с удивительным пониманием форм и
движений человеческого тела, взяты прямо из повседневной жизни. Однако важное
значение для истории искусства говильерская школа миниатюристов получила лишь с той
поры, когда из нее вышла, как мы знаем, благодаря сравнительным исследованиям
Гольдшмидта и Дюррье знаменитая Псалтырь утрехтской университетской библиотеки; ее
бесчисленные, богатые фигурами миниатюры в высшей степени свободного стиля,
исполненные пером, черным по белому, строго держатся текста. Они исполнены в первой
трети IX столетия и напоминают собой контурные рисунки греческой «Хлудовской
Псалтыри», хотя последние слегка иллюминированы красками. Исследование утрехтской
Псалтыри приводило историков искусства к различным заключениям. Тогда как
Шпрингер и его последователи видели в полных жизни рисунках этой рукописи, в
противоположность византийскому стилю, воплощение северной художественной
манеры, образовавшейся самостоятельно в средневековье, новейшие исследователи
доказывают, что утрехтская Псалтырь возникла на греко-христианской почве. Гревен
даже считал ее лишь копией греческого манускрипта, против чего восставал Тикканен,
справедливо указывая на самостоятельные мотивы, содержащиеся в ней наряду с
мотивами греко-христианскими. Сварценский придерживался мнения, по которому
натуральность и оживленность иллюстраций этой Псалтыри должны быть приписаны
англосакскому влиянию. Как бы то ни было, утрехтская Псалтырь свидетельствует о
прочности христианско-эллинистических традиций в каролингское время. Речные и
морские божества изображены здесь еще совершенно в античном роде; живость в
изображении львов дает повод предполагать, что они зарисованы с натуры —
следовательно, на Востоке. Широко скомпонованы сцены видений; в иллюстрации к
псалму 24 женская фигура, стоящая внизу, посередине, напоминает римскую
жрицу.
Рис. 59.Возвеличение Давида перед его врагами.
Рис. 59.Возвеличение Давида перед его врагами.
Евангелия мецской школы каллиграфии.
Под влиянием дворцовой школы или распространившейся реймсской возникла
мецская школа, из которой вышли два Евангелия Парижской Национальной библиотеки и
Евангелие из Гандерсхейма на Фесте (в герцогстве Саксен-Кобург-Готском), а также
Сакраментарий (Руководство к совершению таинств) Дрого (ум. в 855 г., епископ
Мецский), в Парижской Национальной библиотеке. Здесь главное внимание обращено на
орнаментацию инициалов и полей; инициалы богато украшены листвой, и в них
вставлены многочисленные мелкие композиции на сюжеты из Библии, из житий святых и
обряда литургии, живо и разнообразно сочиненные. Характерно изображено в
Сакраментарии Дрого Вознесение Господне внутри прописной буквы В и Сошествие
Святого Духа на апостолов внутри буквы О. Контурный рисунок по большей части
иллюминирован красками, представляющими прекрасное сочетание тонов.
Рукописи монастыря Корби.
Под влиянием той же мецской школы явились позже 850 г. великолепные
рукописи, написанные в монастыре Корби для Карла Лысого. По всей вероятности, здесь
была написана клириком Лиутгардом Псалтырь Карла Лысого, в Парижской
Национальной библиотеке. Изображение царя Давида, пляшущего перед ковчегом,
благородством пропорций фигур и живописной техникой, моделирующей их тенями и
бликами, еще сильно отзывается античностью. В том же монастыре, как можно думать,
написано для Карла Лысого тем же Лиутгардом и священником Берингардом
великолепное Евангелие Мюнхенской Национальной библиотеки, известное под
названием «Золотой Кодекс св. Эммерама». В богатой орнаментации этой рукописи
наряду с римскими и греческими завитками аканфа все еще встречается древнефранкская
ременная плетенка. На посвятительном листе изображен император, сидящий на троне
между аллегорическими фигурами Франции и Готии. В композиции, изображающей
поклонение Агнцу двадцати четырех апокалипсических старцев, появляются даже
античные олицетворения моря и земли. Возможно, что в Корби написаны также Евангелие
Кольберта и Евангелие Карла Лысого, в Парижской Национальной библиотеке, в которых
ясно выказываются англосакские элементы реймсской школы.
Перечисленные нами манускрипты представляют собой переход к той школе,
которую Делиль называл франкосакской, а Яничек отождествлял со школой Сен-Дени.
Главный памятник этой школы, кроме Евангелия из Сен-Васта в библиотеке города
Аррас, — так называемое Евангелие Франца II, в Парижской Национальной библиотеке.
Его инициалы, орнаментированные преимущественно ленточной плетенкой, вполне
северного характера. Из евангелистов один Иоанн изображен стариком. В композиции
Распятия Спаситель представлен юным, головы палачей моделированы сильно.
Рис. 60. Двадцать четыре старца, поклоняющиеся Агнцу.
Рис. 60. Двадцать четыре старца, поклоняющиеся Агнцу.
1 — Церковные фрески2 – Рукописи: группа Ады.4 — Турская школа калиграфии6 — Рукописи Санкт-Галленского монастыря.7 — Оттоновские рукописи.8 — Рукописи при Генрихе II