Древнехристианское искусство первых трех столетий.
Введение. Архитектура до Константина Великого
Поздняя осень римско-эллинистического искусства неожиданно стала весной
искусства христианского. Новое искусство было порождено духовным движением и
потому стремилось говорить не чувствам, а духу; но свойственная древнему миру любовь
к прекрасному была еще достаточно сильна для художественной переработки новых
представлений и частью даже для воплощения их в новые формы, и если как раз в
зодчестве первых трех веков христианства, веков мученичества, художественная сила
новой религии проявилась лишь в тесно очерченных пределах, то виной тому прежде
всего преследования, не допускавшие возникновения христианских построек или
грозившие им разрушением.
Первые христианские храмы.
По мере роста христианских общин и развития богослужения постепенно росла
также потребность в христианских храмах. Христиане первых веков собирались для
молитвы обычно в домах зажиточных своих единоверцев. Но уже во II в. частные жилища
не всегда оказывались достаточно вместительными для быстро разраставшихся общин;
действительно, литературные источники не оставляют никакого сомнения в том, что уже в
эту пору в отдельных местностях (главным образом в Малой Азии) христиане строили
особые здания для молитвенных собраний. Возможно даже, как это утверждал
Стриговский, что некоторые малоазийские и сирийские базилики и купольные церкви
принадлежат к архитектурным произведениям III столетия; но ни для одного из дошедших
до нас христианских храмов не может быть доказано его возникновение в
доконстантиновскую эпоху.
Первые христианские усыпальницы (циметрии).
Зато в значительном количестве сохранились до нашего времени
древнехристианские погребальные сооружения (цеметерии). Уважение к могилам,
которое предписывали языческие законы, доставляло известную защиту и христианским
покойникам. Однако надземные кладбища, открытые в разных местностях, сохранились
не так хорошо и не в таком количестве, как подземные (катакомбы), которым первые
христиане оказывали решительное предпочтение везде, где только почва была достаточно
плотна для устройства этих гипогеев.
Рис. 1.Цеметериальная камера над катакомбой Калликста в Риме
Рис. 1.Цеметериальная камера над катакомбой Калликста в Риме
На пути от Палестины, их родины, до Рима открыто сравнительно немного
усыпальниц, высеченных в твердых породах. Помимо крестообразной горной гробницы в
Пальмире (около 259 г.), которой прежде приписывалось особое значение в развитии
крестообразных церквей, но которая, несомненно, языческого происхождения, как и ее
замечательная роспись, древнехристианские катакомбы на эллинистическом Востоке
сохранились, например, в Александрии, Кирене и на острове Мелос, а на
эллинистическом Западе — в Сицилии, главным образом в Сиракузах и Неаполе.
Христианские гипогеи этой эпохи встречаются также и в Средней Италии. Но наиболее
многочисленными и любопытными катакомбами обладает Рим. Начинаясь сразу за
воротами Вечного города и густо ветвясь под землей, они следуют по направлению
больших консульских дорог. К древнейшим и наиболее замечательным римским
цеметериям (названия их нередко произвольны) относятся: в южной части города —
катакомбы Претекстата и Калликста на Via Appia, катакомба Домитиллы на Via Ardentina;
в северной части — катакомба Прискиллы на Via Salaria и так называемый Острианский
цеметерий, с катакомбой св. Агнии на Via Nomentana; в западной части — катакомба св.
Петра и Марцеллина на Via Labicana.
Черты архитектуры захоронений в катакомбах.
Эти подземные кладбища имели иногда и наружные архитектурные части. На
поверхности земли находились открытые Марки де Росеи цеметериальные камеры (cellae
coemeteriales), назначением которых было служить местом празднования памяти
покойников, дозволявшегося и христианам. Как на образцы таких камер можно указать на
два сохранившихся над катакомбой Калликста квадратных сооружения, с полукруглыми
выступами (абсидами) с трех сторон. На то обстоятельство, что первоначально многие
катакомбы имели надземные монументальные входы, указывает, например, великолепный
портал катакомбы Домитиллы.
Подземные коридоры и камеры катакомб нередко расположены в несколько
ярусов, тускло освещенных проделанными в потолке отдушинами. Сами могилы
устраивались в стенах, реже под полом. Каждая отдельная могила, как правило, состоит из
неглубокой четырехугольной ниши (локулы), верхняя сторона которой слегка понижается
к ногам. Такая ниша закрывалась плитой, украшенной эпитафиями и символическими
религиозными изображениями. Для погребения более зажиточных лиц устраивались в
стене полукруглые ниши с плоской задней стенкой (аркосолии). Для знатных семей,
члены которых не хотели разлучаться даже после смерти, коридоры расширялись в
погребальные камеры (кубикулы, крипты), в которых помещались саркофаги или
устраивались в стенах обычные локулы и аркосолии.
Рис. 2.Римские катакомбы
Круглые кубикулы встречаются довольно часто в сицилийских катакомбах, в Риме,
по крайней мере в рассматриваемую нами эпоху, известны лишь четырехугольные и
неправильной формы камеры. Но циркульные потолочные своды мы находим и в Вечном
городе; равным образом монотонность камер иногда нарушают и полукруглые абсиды. Их
главное украшение составляет стенная живопись. Местами попадаются в них также
колонны и пилястры. Так называемая квадратная крипта св. Януария в катакомбе
Претекстата в Риме производит благодаря своей мраморной облицовке, своим пилястрам
и терракотовым фризам впечатление настоящего шедевра древнехристианского зодчества;
значительного размера полуколонны стоят также по сторонам ниш в обширной,
расчлененной на части камере Острианского цеметерия, которая римской школой и
Краусом обычно приводилось как главный пример «катакомбных церквей» той
эпохи.
Колонны, полуколонны и пилястры древнехристианских погребальных камер уже довольно заметно уклоняются от античного благородства форм. Так, в одном киренском кубикуле мы встречаем короткие, неуклюжие неканнелированные колонны с массивными капителями, несущими лишь по углам отростки в виде ионических волют; в одной из камер катакомбы Претекстата — Калликста в Риме (в) капители, которые уже с трудом можно признать коринфскими, образованы венцами бесформенных, вертикально поставленных листьев. Но фоссоры, рывшие в Риме эти подземные кладбища, и не задавались целью создавать роскошные памятники погребальной архитектуры, подобные древнеегипетским или древнеиндейским горным усыпальницам.