Искусство христианского востока (около 700-1050 г.).
Скульптура (850-1057 гг.)
Гонения на скульптурное искусство в Византии.
Боясь укора в идолопоклонстве со стороны своих соседей мусульман, византийские
властители после восстановления иконопочитания еще строже, чем до того, стали
запрещать круглые пластические изображения святых. Только по таким чисто
декоративным фигурам, каковы, например, прекрасные ангелы, перенесенные потом в
венецианский собор св. Марка, можно догадываться, что статуи еще не совсем исчезли в
то время из византийского искусства. К рельефу относились менее строго, но
монументального византийского рельефа уже более не существовало.
В коптском Старом Каире, художественное развитие которого и после арабского
завоевания шло параллельно с эволюцией византийского искусства, сохранилось от этой
поры несколько церковных деревянных рельефов. VIII и IX столетиям принадлежат
скульптуры деревянной алтарной преграды церкви аль-Му-Аллака. В сцене Благовещения
ангел стоит перед Богоматерью, еще сидящей, все это окружено арабесками стиля конца
VIII в. Вероятно, около 1000 г. резаны деревянные двери в церкви св. Георгия. Четыре их
панно заполнены арабскими орнаментами; на четырех других изображено Благовещение,
Посещение Елисаветы, Крещение Господне и Вход в Иерусалим. В сцене Крещения
Спаситель представлен в виде мальчика; Иордан достает Ему до плеч. В сцене Входа в
Иерусалим Христос сидит на осле, как в византийских изображениях, свесив ноги на одну
сторону. Язык форм, с его еще довольно правильными пропорциями, указывает на
принадлежность этих произведений концу македонской эпохи.
Поворот скульптурного искусства к прикладному значению.
В Константинополе вся скульптура обратилась теперь снова к прикладному
искусству; по-прежнему резные таблетки из слоновой кости, к которым присоединяются
золотые изделия, служат главными памятниками пластических работ византийских
мастеров. Развившись в одном направлении с миниатюрами, они обнаруживают много
точек своего соприкосновения с этими последними.Там, где фигуры чересчур вытянуты, а
позы умышленно неподвижны и безжизненны, мы имеем дело с произведениями,
исполненными во второй половине XI столетия.
Как и раньше, на слоновой кости преобладают религиозные сюжеты, но наряду с
ними продолжают встречаться и светские, даже мифологические сюжеты, скопированные,
как указывал Гревен, прямо с античных образцов. Как наилучшее произведение
македонского периода приводится повсюду, по рисунку в «Анналах» Дидрона,
принадлежавшая раньше де Бастару в Париже, пластинка из слоновой кости с
изображением Богоматери, сидящей на престоле. Чистые очертания лица, благородные
пропорции, спокойная, величественная поза и экспрессия кротости выгодно отличают
этот рельеф. К концу македонской эпохи мы относим строго симметричное «Вознесение
Господне», во Флорентийском Национальном музее. Как интересные примеры языческих
сюжетов на слоновой кости этого времени должны быть упомянуты изящные рельефы
ящичка из слоновой кости из Вероли, в Кенсингтонском музее в Лондоне; здесь мы
видим, например, Европу на быке и Ахилла у кентавра Хирона. Ящиком из слоновой
кости с подобными мифологическими изображениями владеет также Флорентийский
Национальный музей. Ко времени между 1026 и 1034 гг. относят изданный Брокгаузом
небольшой потир монастыря Ксиропотаму на Афоне, вырезанный из мыльного камня
(стеатита); он украшен небольшими рельефами литургического содержания, удивительно
тонкой работы. Из золотых изделий заслуживает внимания рельефная пластинка
Луврского музея в Париже, на которой изображены в византийских формах македонского
времени ангел у Гроба Господня и две мироносицы. Мы увидим ниже, как относительно
здоровый и жизненный византийский язык форм этого великого двухсотлетия
(приблизительно с 850 по 1050 г.) уже в начале следующей эпохи становится вычурным и
манерным.
Рис. 40. Вознесение Господне.
Рис. 40. Вознесение Господне.