Искусство Италии.
Искусство Тосканы
Тосканская скульптура поднимается на значительную высоту в последующее
время, в занимающую же нас эпоху появляются только ее зачатки, над изучением которых
трудился Шмарсов. О том, чтобы в этих зачатках было что-либо не зависимое от
античного и византийского искусства, не может быть речи. Рельеф с изображением
Богоматери в церкви Санта-Мария форис Портам оказался рабской копией одного
византийского рельефа на слоновой кости. Купель в церкви Сан-Фредиано в Лукке —
воспроизведение в увеличенном виде одного древнехристианского ящика из слоновой
кости. И в прочих пластических фигурных изображениях на тосканских церковных
фасадах, кафедрах и купелях видно повсюду стремление держаться старой,
преимущественно византийской традиции, и только в редких случаях тосканской
скульптуре уже в то время удавалось оживлять эту окоченелую традицию дыханием
новой жизни.
Скульпторы: Груамон, Даодат, Гвидо Бигарелли
Как на примеры плохого понимания форм при верности вообще византийскому
направлению можно указать на произведения мастера Груамона и его брата Даодата, в
Пистое, — «Тайная Вечеря» над северными дверями церкви Сан-Джованни-фуорчивитас
(1162 г.) и «Поклонение Волхвов» на боковом портале церкви Сант-Андреа. Между 1200 и
1250 гг. Гвидо Бигарелли из Комо, работавший, как мы видели, в 1246 г. в Пизанском
баптистерии, вел тосканскую скульптуру по пути сознательного подражания антикам и в
этом расходился с художественными стремлениями своей родины. С 1204 по 1233 гг. он
трудился, с перерывами, над своим главным произведением фасадом собора св. Мартина в
Лукке. В колоннах этого фасада, обвитых фигурами животных, чувствуется, правда,
влияние верхнеитальянского романства, но изображение Христа, сидящего на престоле, на
фронтоне портала, сколь нельзя более выказывает тяготение Бигарелли к античному
искусству. Он работал в 1199 г. в Пистое, в местном соборе, а после 1250 г. — над кафедрой
церкви Сан-Бартоломео в Пантано. В продолжение полувека стиль его произведений
оставался одним и тем же. Изящный, но безжизненный, этот стиль старался приблизиться
к древним образцам в исполнении даже голов. Среди скульпторов, продолжавших после
Бигарелли трудиться над фасадом Луккского собора, мастер, изваявший в 1233 г.
изображения месяцев и сцены из жития св. Мартина по обеим сторонам среднего портала
(1233), превосходил этого художника в отношении внутренней оживленности фигур.
Вероятно, тем же мастером исполнено здесь огромное (больше, чем в натуру)
изображение св. Мартина верхом на коне, с нищим, являющееся важным шагом вперед в
развитии средневековой пластики.
Скульптурные элементы Пизанского собора.
Независимо от Бигарелли тосканская скульптура рассматриваемой эпохи шла по
тому же пути, что и он. Превосходные каменные рельефы на архитраве и косяках
восточных дверей Пизанского баптистерия принадлежат еще XII столетию. Сюжеты
скомпонованы ясно, расположены симметрично, с большим вкусом (например, рельеф,
изображающий Крещение Господне); особенно фигуры Христа, в композиции «Сошествие
во ад», и апостолов отличаются правильностью пропорций, спокойствием телодвижений и
умелостью расположения складок. Все это заимствовано от более ранних рельефов,
резанных на слоновой кости. В высшей степени любопытный образец тосканских
бронзовых изделий этой эпохи представляют собой южные двери Пизанского собора,
рисунком и отливкой напоминающие бронзовые двери Монреальского собора, —
произведение пизанца Бонанна. 24 рельефа, изображающие сцены из земной жизни
Спасителя, вовсе не так грубы, как их обычно считают. Фигуры в них стройны,
группированы ясно; ограниченность числа действующих лиц не затемняет смысла
сюжетов; византийская вылощенность и холодность начинают в этих рельефах уступать
место искреннему выражению чувства.
Рис. 83.Рельеф карниза над восточной дверью Пизанского баптистерия.
Рис. 83.Рельеф карниза над восточной дверью Пизанского баптистерия.
Сюжеты скульптурных композиций в архитектуре тосканских
церквей.
Внутри тосканских церквей важную роль играли в то время украшенные
скульптурой кафедры, подножиями которых обычно служили львы или другие символы
побежденного зла. Рельефы кафедры в небольшой церкви Сан-Леонардо ин Арчетри
(раньше в Сан-Пьетро Скераджо) во Флоренции, исполненные около 1200 г., изображают
события из жизни Христа в крайне неуклюжих, но не вполне безжизненных формах.
Более зрелы рельефы, украшающие кафедру собора в Вольтерре, со сценами из Ветхого и
Нового Заветов; они ясно свидетельствуют о том, что тосканские мастера старались
подходить в формах, движениях и одеждах сколь возможно ближе к античному искусству.
Таким образом, здесь уже до некоторой степени проявлялось стремление, руководившее
потом деятельностью великого Никколо Пизано.
Рис. 84. Кафедра собора в Вольтерре.
Рис. 84. Кафедра собора в Вольтерре.
1 — Тосканская архитектура (Флоренция и Пиза).3 — Тосканская живопись 13 века.