Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись
Каттоновская Библия (Александрия, VI век).
Искусству Александрии новейшие исследователи приписывают Коттонову Библию
VI в., хранящуюся в Британском музее в Лондоне. Александрию можно считать родиной
также и знаменитого ватиканского Свитка Иисуса Навина, при отнесении которого к VI
столетию, если даже считать эту рукопись копией, не следует обращать внимания на
надписи, добавленные позже. Текст этого свитка, напоминающего собой свитки Древнего
Египта, на всем протяжении украшен изображениями сюжетов из Книги Иисуса Навина.
В их стиле видно своеобразное, но гармоничное сочетание контурного рисунка
древнеегипетских миниатюр с «иллюзионистской» живописной манерой, вышедшей,
вероятно, также из Египта. Преобладающие краски — голубая и пурпурно-лиловая.
Некоторые изображения указывают на те же образцы, что и мозаичные композиции из
жизни Иисуса Навина в церкви св. Марии Великой в Риме.
Рис. 23.Пророк Енох. Миниатюра из рукописи Космы Индикоплевста.
Рис. 23.Пророк Енох. Миниатюра из рукописи Космы Индикоплевста.
Рукописи Космы Индикоплевста.
Как полагал Краус, александрийского происхождения и рукописи Космы
Индикоплевста (то есть путешественника по Индии); самая знаменитая из них находится в
Ватикане. Монах Косма, александриец по происхождению, написал эту книгу,
заключающую в себе христианскую космологию, около 547 г. в одном из синайских
монастырей. Аллегорические фигуры, каковы, например, изображения Пляски в виде
цветущей женщины и Смерти в виде полунагого мальчика, — позднеэллинистического
стиля; но Давид является уже в византийском императорском одеянии. Пропорции тела —
вполне правильные, черные линии еще отсутствуют, по крайней мере во внешних
очертаниях фигур. В этих миниатюрах Кондаков видел расцвет византийского искусства.
Несомненно, Константинополь — родина «Книги растений врача Диоскорида»,
находящейся в Венской Придворной библиотеке. Из посвятительного листа, золотое
плетеное обрамление которого обнаруживает восточную геометризацию орнаментальных
форм, мы узнаем, что этот список изготовлен для принцессы Юлианы Аниции, умершей в
Константинополе в 527 г. Следовательно, мы можем отнести эту рукопись, как это делал и
Кондаков, признававший ее даже за «первый византийский манускрипт», к началу VI в.
Главные ее миниатюры, хорошо нарисованные и живописно обработанные, представляют
два собрания врачей на характерном для византийского искусства золотом фоне, — первом
золотом фоне в дошедших до нас рукописях, — и два олицетворения Изобретения, в виде
женской фигуры, протягивающей Диоскориду чудодейственный корень мандрагоры.
«Книга растений Диоскорида» имеет важное значение не только для истории
орнаментации полей манускриптов и золотого фона миниатюр, но и для истории
орнаментации инициалов, намеки на которую, как указывал Диц, встречаются в
алфавитном указателе растений этой рукописи.
Четвероевангелие Коллегии Тела Христова.
Из сохранившихся латинских иллюстрированных рукописей этих столетий
Четвероевангелие Коллегии Тела Христова в Кембридже, с его небольшими миниатюрами
библейского содержания, тяжелые фигуры которых напоминают рельефы римских
саркофагов, написано не раньше конца VI столетия. VII в., наконец, принадлежит
изданный О. фон Гебгардтом и много раз описанный Ашбёрнгемский Пентатевх
Парижской Национальной библиотеки. Иллюстрирующие его довольно оживленные
сцены нарисованы крайне неумело в отношении перспективы, уже в духе средневековой
миниатюрной живописи. Сначала полагали, что эта рукопись изготовлена под влиянием
германского искусства, но Стриговский, основываясь на восточных мотивах ее
иллюстраций, признал за ней иудейско-александрийское происхождение.
1 – Настенная живопись2 – Изображение святых3 – Мозаики Рима IV века4 – Мозаики греческого Востока5 – Мозаики Равенны. Италия6 – Книжная живопись8 – Прикладная живопись