Искусство XVIII века в Польше и России
Предварительные замечания. Искусство этого времени в Польше
Влияние России на Польское искусство
Польское искусство в XVIII веке приходит в упадок по мере потери Польшей своего суверенитета. За этот период создается некоторое количество заметных памятников искусства, но преимущественно онистранными мастерами
Над обширным, медленно подымавшимся на степень мировой державы русским государством, уже в самом начале XVIII века, который здесь особенно отличается от прошлого, взошла новая заря западноевропейской цивилизации. То, что начал в первой четверти этого века Петр Великий, довершила в его последней трети Екатерина II, немецкая принцесса, ставшая самой русской из всех русских императриц. Наиболее внушительным памятником стремлений русских государей XVIII века стал сам Петербург, основанный в 1703 г. и возведенный в 1712 г. на степень императорской резиденции. За московским периодом последовал петербургский период России.
Искусство новой столицы должно было стать европейским искусством, это было ясно с самого начала, само собой понятно, что лишь западноевропейские художники могли взять в свои руки возведение построек и памятников нового города. Львиная доля досталась французам и итальянцам. Немцы и скандинавы привлекались лишь в отдельных случаях. Хотя уже Петр Великий посылал даровитых людей для образования заграницу, русские художники в первой половине столетия еще не играли сколько-нибудь заметной роли. Но уже в 1757 г. была основана в Петербурге императрицей Елизаветой академия художеств; в царствование Екатерины II (1762-1790) русские архитекторы, скульпторы и живописцы могли уже с успехом соперничать с иностранными художниками. Если значение первых выдвинувшихся русских художников оценивается русскими историками искусства несколько выше, чем представляется справедливым, глядя со стороны, то это не должно нас удивлять. Как первые академически образованные художники в России, они на самом деле имели особое значение для истории искусства своего народа, о дальнейшем развитии которого, кроме трудов на западноевропейских языках, всего лучше знакомят работы Грабаря и Роша.
На пути в Россию напрашивается вопрос, что же сталось в эту эпоху с искусством в Польше? Несчастная избирательная монархия неудержимо стремилась в XVIII столетии к падению. Ее древний художественный город Краков отошел в 1795 г. к Австрии, а новый художественный город Варшава менял своих правителей, пока, после Венского конгресса, он не достался окончательно России. О краковском искусстве в XVIII столетии едва ли еще может быть речь, варшавские же художники этого времени были еще чаще иностранцы, чем петербургские. Тот факт, что немецкие курфюрсты Август Сильный и Август II были в продолжение большей части XVIII столетия польскими королями, почти не отразилось на сохранившихся архитектурных памятниках Варшавы. «Саксонский дворец», лучшее здание Пёппельмана, разрушен. «Брюльский дворец» с нижним этажом, облицованным плитами и украшенным нишами, высоким, с аркадами главным этажом, перестроен в здание телеграфа. Лазенковский «купальный дворец», служащий теперь императорской резиденцией, получил свой нынешний вид лишь в 1767-1788 гг., при короле Станиславе Понятовском. То, что было выстроено сильным немецким зодчим Андреасом Шлютером, призванным из Варшавы в Берлин, и саксонским французом Закариасом Лонгелюном (1669-1748), с 1714 г. старшим архитектором в Варшаве, едва ли можно теперь распознать. Из варшавских церквей XVIII столетия церковь св. Иосифа (1782) имеет фасад в стиле позднего барокко, с дугообразно выступающими простенками между толстых колонн; лютеранская церковь, строившаяся в течение всего XVIII века, представляет собой большое, простое круглое здание с высоким куполом и своеобразным фонарем.
Каналетто Младший — Варшава
Из картин, возникших в XVIII столетии в столице Польши, варшавские виды Каналетто Младшего, скончавшегося в Варшаве в 1780 г., и изображения из польской истории римлянина Марчелло Баччарелли (1731-1818), также умершего в Варшаве, висят еще в королевском замке. Баччарелли принадлежат также потолочные фрески на сюжеты из истории Соломона в Соломоновом зале в Лазенках. Они принадлежат к приличным итальянским дюжинным работам того времени. Фурнье-Сарлорез написал целую книгу о польских придворных живописцах.