Западное искусство (VII — XI вв.)
Искусство Англии и Ирландии (650 — 1050 гг.)
Как в Ирландии, так и в Англии с Шотландией сохранилось немало памятников
дороманской христианской архитектуры, но время их возникновения недостоверно, а
художественные формы бедны. Свои сведения об этой архитектуре мы черпаем для
Англии и Ирландии из старых сочинений Бриттона и Петри, а для Шотландии — из работ
Аллена и Андерсона. В те столетия, о которых идет речь, на британских островах
господствовала деревянная архитектура. Однако рядом с ней уже довольно рано
развивается, примыкая к мегалитическим постройкам этих стран, каменное церковное
зодчество.
Связь христианской архитектуры с доисторической.
Интересно, что в древнейших каменных церквах Ирландии и Шотландии, большей
частью состоящих из одного нерасчлененного помещения, встречаются еще
доисторические формы; так, например, окна церкви св. Кэмина увенчаны двумя
поставленными под углом каменными плитами; равным образом, дверные арки иногда
просто выдолблены или же образованы посредством выпуска налегающих одна на другую
плит. Переход к настоящей арке виден в таких постройках, какова, например, церковь
Монашеского Острова близ Киллэло и церковь св. Колумбы в Келсе, относимые к началу
X столетия. Особенно характерны для ирландской и шотландской церковной архитектуры
X и XI столетий стройные, вверху заостренные круглые башни, стоящие обычно на
некотором расстоянии от самих церквей. Подобные башни мы встречали раньше в
Равенне. Древнейшему архитектурному стилю принадлежат башни в Лёске в
Кондалькине; арки в воротах башен в Милике и Монестербойсе вырублены из трех-пяти
камней; немногим более развитые формы представляют башни в Девенише и Киллэле. В
церкви св. Кевина в Глендэло башня высится над крышей, а при древней церкви в
Дирнесе две круглые башни стоят уже по краям западного фасада. В Англии, где римская
базиличная схема, укоренившаяся в древнехристианское время, удержалась и в
рассматриваемую нами эпоху, архитектура англосакских церквей представляет другие
особенности. Так, например, стены четырехугольной башни древней церкви графа
Бартона близ Нортхемптона живо напоминают деревянную клетчатую постройку
(фахверк), а колонки сложных окон, в особенности верхнего яруса, по Реберу, подражают
своей округлостью, перетяжками и выпуклостями точеным из дерева.
Придорожные кресты в Ирландии, Шотландии и Англии и их
орнаметика.
Переход от каменного зодчества к каменной пластике составляют придорожные
кресты, принадлежащие к числу наиболее самобытных памятников раннесредневекового
христианского искусства Ирландии, Шотландии и Англии. У самых характерных из
кельтских этих памятников углы между ветвями креста закруглены, средний кружок,
служащий соединением между ветвями, гладкий; при дальнейшем развитии форм этих
крестов в них появляются «окна», то есть отверстия между средним кружком и углами,
сам кружок становится меньше, и вся форма креста делается стройнее. Орнаменты,
покрывающие поверхности и края ирландских и англосакских крестов и надгробных
камней, отличаются необыкновенным богатством. Мы встречаем здесь всю ирландскую и
всю англосакскую орнаментику, охарактеризованную нами, в их общности и различиях, в
первом томе: геометрические элементы, орнаменты в виде букв Т и Z, украшения
диагональной, треугольной, кубовидной и ступенчатой форм, разные варианты спирали, в
особенности незамкнутую спираль, или трубчато-спиральный орнамент, и, наконец,
неизменную плетенку с узкими петлями. К этим мотивам лишь мало-помалу
примешиваются фигуры животных, не играющие в каменной орнаментике той роли, как в
металлических изделиях и миниатюрах. Зато немаловажную роль играют рельефные
изображения священных лиц и событий. Эти рельефы, еще недостаточно изученные в
отношении форм, воспроизводят, с некоторыми вариациями, древнехристианские
художественные циклы римских саркофагов с прибавкой сюжетов, придуманных в более
позднее время. Распятие редко отсутствует, появляется изображение Христа во славе.
Затем следуют фигуры святых и сцены из их жития. Отдельные формы — детски
примитивны, но и в них видны зачатки художественного понимания, а благодаря строго
последовательному заполнению пространства в большинстве случаев достигается
прекрасный общий эффект.
Надписи на ирландских крестах рассматриваемого рода указывают, самое раннее,
на X столетие. Но некоторые англосакские кресты, как полагают, значительно древнее.
Самый древний из них, украшенный плетенкой и грубыми изображениями евангелистов
Коллингэмский крест (в Йоркшире), воздвигнут, как это доказано, в 651 г.; VII столетию
обычно приписывают чаще других упоминаемый красивый Рутуэльский крест в
Шотландии; но, как доказала Мэри Стокс, он едва ли древнее ирландских крестов. Кроме
изящных арабесок, среди которых обращает на себя внимание мотив вьющегося стебля с
большими птицами и маленькими листьями, и сцен из Нового Завета и житий святых
(отшельники Антоний и Павел в пустыне), с сильно вытянутыми фигурами, на этом
памятнике вырезан еще гимн Кресту первого англосакского христианского поэта Кедмона
(около 680 г.). К VIII столетию Клемен относил англосакские кресты в Ольнмоусе,
Гакнесе и Торнгилле, а к IX в. и к первой половине X в.- неуклюжий крест в древней
капелле в Ольдбаре и красивый крест в Кэрью в Пемброкшире. Наивысшего своего
развития это искусство достигает в X столетии, и на ирландской почве. Заслуживают быть
упомянутыми в особенности кресты в Клонмакнойсе, Монестербойсе и Дурро. На всех
этих крестах имеется изображение Распятия. На подножии креста, 904 г., в Клонмакнойсе
представлен король Фланн, с длинной бородой, а на кресте в Монестербойсе, 924 г.,-
Миридэч, аббат местного монастыря. Рельеф этих крестов довольно высокий, фигуры
нескладны и угловаты, но исполнены тщательно и не совсем безжизненны.
Ирландские металлические изделия до XI века. Мотивы ирландских
орнаментов.
Все богатство ирландской орнаментики выказывается в металлических
художественно-ремесленных изделиях. От внимательного наблюдателя не ускользнет
некоторое развитие роскошных форм ленточных и линейных извивов. Мотив «трубы», с
его двойными спиральными линиями, которые, расходясь, образуют род раструба,
исчезает вскоре после 1000 г. Растительные мотивы и после этого времени не встречаются
на ирландских металлических изделиях. Животный орнамент становится разнообразнее
только после 1000 г. Древнеирландские железные колокола, сохранившиеся в
значительном количестве, собственно говоря, не входят в круг истории искусства, но для
нас интересны роскошно орнаментированные футляры, служившие хранилищами этих
колоколов начиная с XI столетия, в котором они уже приобрели значение реликвий.
Футляр колокола св. Патрика, в коллекции Ирландской академии в Дублине, несмотря на
свою древнюю по виду орнаментацию, сделан только около 1091 г. Точно так же и
дорогие старинные книги, вместо того чтобы получать роскошные переплеты, были
хранимы в роскошных ларцах. На крышке изготовленного между 1001 и 1025 гг. ларца
Девенишского Евангелия, в той же коллекции, изображены евангелисты: троим из них
даны головы символических животных; их ноги лишь отдаленно напоминают
человеческие, а руки заменены лентами. VIII столетию принадлежат знаменитая,
блещущая золотом, серебром, медью, бронзой и латунью чаша из Ардэ и великолепная
круглая пряжка светлой бронзы из Тэра-Бруч, обе в музее Ирландской академии. В массе
орнаментальных мотивов, покрывающих эти произведения, главную роль играет еще
мотив трубы. Роскошь позднеирландской орнаментики выказывается в высшей степени на
некоторых епископских посохах. Самый великолепный из них — посох епископа
Клонмакнойса, в музее Ирландской академии. Изготовленный едва ли раньше XI в., этот
посох украшен кроме очень сложного ленточного орнамента человеческими и звериными
головами, а его загнутая рукоятка усажена фигурками животных, кусающих друг друга за
задние части тела; к этим мотивам примешивается обрывок греческого меандра; среди
животных появляется крылатый дракон.
Рис. 44. Крышка ирландского металлического ларца.
Рис. 44. Крышка ирландского металлического ларца.
1 — Введение.3 — Орнаменты в рукописях