Искусство христианского востока (около 700-1050 г.).
Живопись (между 717-1057 гг.)
Живопись и скульптура пострадали от иконоборства, разумеется, гораздо
больше, чем архитектура. Живопись укрылась за стены монастырей, но и тут не была в
полной безопасности от гонителей икон. Тем не менее некоторые из дошедших до нас
мозаик, по исследованиям Смирнова и Вульфа, по-видимому, восходят ко времени
иконоборческих императоров из дома Льва Исавра (717-741). При императрице Ирине
(797-802), на некоторое время прекратившей гонение на иконы, исполнены мозаики в
алтарном пространстве церкви св. Софии в Фессалониках. Как в большинстве
византийских церквей, в абсиде этой церкви представлена сидящая на украшенном
драгоценными камнями троне Матерь Божия, с Младенцем на руках. Вероятно, немногим
позже изготовлена мозаика алтарного пространства в церкви Успения Богородицы в
Никее, относимая Дилем только к XI в. Как исключение, здесь в абсидной мозаике
Богоматерь изображена не сидящей, а стоящей и прижимающей Младенца к своей груди;
по ту и другую сторону от нее — длинные фигуры крылатых ангелов, облеченных в
узорчатые одежды и славословящих Господа. Большей свежестью, ясностью и чистотой
рисунка, правильной моделировкой и более живым колоритом отличаются мозаики
времени Василия I — так называемого византийского ренессанса последней четверти IX
столетия. К их числу принадлежат великолепные мозаики храма св. Софии в
Константинополе, прежде всего — часто упоминаемая и воспроизводимая мозаика
нартекса, в которой изображен, у ног сидящего на престоле Спасителя,
коленопреклоненный бородатый император, в короне, с распростертыми руками; подле
Спасителя, в круглых медальонах, помещены благородные по стилю погрудные лики
Богоматери и архангела Михаила. Затем сюда же относится мозаика купола в
фессалоникийской церкви св. Софии; в середине представлен возносящийся на небо
Спаситель, а вокруг него, по краю купола, Богоматерь, апостолы и ангелы в позе орантов.
Благородные фигуры и полные экспрессии лица характеризуют и эту художественную и
внутренне одухотворенную композицию. Образцом монументального византийского
искусства X в. служит прежде всего обширное (оконченное уже в начале XI столетия)
мозаичное украшение, покрывающее интерьер главной церкви упомянутого выше
монастыря св. Луки в Фокиде. И здесь в абсиде изображена Царица Небесная, сидящая на
роскошном престоле. В середине главного купола красовалась (теперь погибшая) суровая
и величавая фигура Христа Вседержителя; сонм апостолов, архангелов, святых епископов
и монахов и здесь окружает Владыку Вселенной. В нартексе поясные изображения
угодников Божиих и гигантские фигуры апостолов чередуются со сценами уничижения и
славы Господних; над входной дверью помещено изображение Христа Вседержителя.
Строгая последовательность задуманного ряда композиций и глубокий золотой фон
объединяют отдельные изображения в величественное идейное и художественное целое
как с внутренней, так и с внешней стороны. В некоторых мозаиках еще отражается
традиция лучших времен македонской династии; но их стиль угловатее, жестче,
неповоротливее. Черные контуры фигур более грубы, компоновка сцен крайне неумелая,
на лицах застыло печальное выражение. В изображениях постепенно начинает
преобладать мрачный аскетический характер. К 1025 г., как указал Диль и подтвердили
потом исследования Вульфа, относятся мозаики нартекса в церкви Успения Богородицы в
Никее: над порталом полуфигура оранты с воздетыми руками (изображающая, очевидно,
Богоматерь) имеет еще довольно чистые формы, разрез глаз — миндалевидный, зрачки
полузакрыты верхними веками; в середине плоского купола — золотой крест, в парусах —
евангелисты, в круглых медальонах над ними — Христос, Иоанн Креститель и двое святых.
В этих последних изображениях упадок форм выказывается уже с достаточной ясностью.
Наконец, самому концу македонской эпохи (1042-1058) принадлежат мозаики церкви Неа
Мони на острове Хиос. В абсиде представлена Богоматерь, стоящая (как исключение) без
Младенца, в позе оранты; в куполе — Христос Вседержитель, на парусах — сидящие фигуры
евангелистов и шестикрылые серафимы. Сцены из земной жизни Спасителя, хоры ангелов
и фигуры апостолов дополняют этот цикл изображений, примыкающих уже к более
поздним памятникам византийской живописи. Сплошной золотой фон, широкие, часто
красные контуры, ограниченное употребление пейзажных и архитектурных задних планов
характерны для церковных мозаик всей этой эпохи. Но тогда как вначале при повторениях
той или другой композиции детали трактовались свободно, с течением времени эта
свобода суживается все более и более и, наконец, уступает место полному господству
определенных правил.
Рис. 36.Император поклоняется Христу, сидящему на престоле.
Рис. 36.Император поклоняется Христу, сидящему на престоле.
2 – Миниатюрная живопись3 – Перегородчатая эмаль на золоте