Искусство Италии.
Искусство Рима и Умбрии.
При борьбе, которую приходилось римским папам вести в рассматриваемое
время то с антипапами, то с германскими императорами, то с римской знатью, то с
римским народом, Вечный город был лишен мира и благоденствия, необходимых для
самостоятельного развития искусства. Изредка мы наталкиваемся здесь на новые, свежие
веяния, но вообще Рим в эту эпоху питался старыми, уже значительно исказившимися
традициями.
Христианская архитектура в Риме. Классические римские базилики 12-13
веков.
Раннехристианское направление продолжало держаться в Риме главным образом в
архитектуре, которая здесь почти не принимала участия в «романском» движении и скорее
стремилась вернуться к более строгому, древнему стилю. Основным типом храма
оставалась старинная римская базилика; удержалась и старая схема плана, и плоские
деревянные потолки или открытые стропила; по-прежнему употреблялись
преимущественно античные колонны. К началу XII столетия относится впоследствии
перестроенная церковь св. Климента (Сан-Клементе), в которой 16 разнородных античных
колонн соединены между собой полуциркульными арками. Но римские базилики
середины и конца XII в. и первой половины XIII в. возвращаются к прямолинейному
антаблементу над колоннами продольного корпуса; таковы, например, великолепная
церковь Санта-Мария ин Трастевере (1139) с сильно возвышенным трансептом,
напоминающим собой романские церкви, Сан-Кризогоно, древняя, восстановленная в
1128 г. базилика с триумфальной аркой, поддерживаемой величайшими в Риме
античными порфировыми колоннами, церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура (св.
Лаврентия) с ее нартексом, ионический антаблемент которого покоится на шести
античных колоннах. Другие церкви изменили свою первоначальную форму вследствие
позднейших пристроек к ним колоколен или «галереи клуатров», то есть монастырский
двор или сад, обнесенный со всех четырех сторон открытой галереей, полуциркульные
арки которой покоятся на двойных роскошно орнаментированных колонках. Крытый
атрий изящной церкви Санта-Мария ин Козмедин принадлежит XI столетию; тогда же, по
нашему мнению, построена и ее красивая четырехгранная колокольня в семь богато
расчлененных ярусов с двойными и тройными арочными окнами. Но в церквах,
соединенных с монастырями, исчез окруженный портиками западный атрий; его заменила
устроенная с южной стороны церкви галерея клуатра. Некоторые римские галереи
клуатров этого рода могут считаться самыми прекрасными и оригинальными созданиями
романского зодчества на берегах Тибра. Галерея клуатра при церкви Сан-Лоренцо фуори
ле Мура (около 1190 г.) с ее одиночными, неудвоенными карликовыми колоннами еще
проста и несколько тяжела. Роскошнее и изящнее обширный монастырский двор церкви
Сан-Козимато (около 1200 г.), двойные колонки которого имеют чашевидные капители.
Но наибольшей пышности достигают галереи клуатра при Латеранской базилике (1222-
1230) и при Сан-Паоло фуори ле Мура (1220-1241), где мраморные колонны аркад и
фризы покрыты богатой и разноцветной мозаикой геометрического узора, принадлежащей
образцам той архитектурной орнаментации, которая, как уже было замечено нами выше,
распространилась из Монте-Кассино, с одной стороны, на юге Италии, а с другой — в Риме.
В Вечном городе этот род орнаментации, употреблявшийся кроме галерей клуатров также
и для алтарных загородок, кафедр, дверных рам, полов, седалищ и подсвечников,
постепенно совершенствуясь в трудах стольких поколений художников, уже гордо
выставлявших свои имена на исполненных ими произведениях, достиг значительной
строгости стиля и изящества. В обрамлениях и профилях мы видим у них античные
формы, а во вставках, вырезанных из древних порфировых и цветных мраморных колонн
и преобладающих здесь над окрашенными и золочеными стеклянными кубиками, —
большой художественный вкус. Декорированные таким образом римские изделия
прославились под названием работ Космати. Но Космати — самые молодые из семейств
художников, в которых это мастерство передавалось от отца к сыну. Ряд этих художников
начинается неким магистром Павлом (около 1090 г.), его сыновьями и внуками. Из самых
ранних произведений, исполненных действительно Космати, под руками которых
мозаичные орнаменты потом нередко превращались в настоящие мозаичные картины,
можно указать на красивую мраморную облицовку портала церкви св. Саввы в Риме
(1205), работу Якоба, отца Космы I. К Космати мы еще вернемся впоследствии. Из числа
работ Космати XII в. и ближайших десятилетий XIII столетия к лучшим произведениям
должны быть отнесены роскошные полы в церквах Санта-Мария ин Козмедин (около 1120
г.), Санта-Мария ин Трастевере (около 1140 г.), Санта-Мария Маджоре (около 1150 г.),
Сан-Лоренцо фуори ле Мура (около 1220 г.), в особенности же стильные и изящные
пульты для чтения, алтари, перила, епископские седалища и прочее в римских церквах
Сан-Клементе, Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Санта-Мария ин Козмедин и Санта-Мария
ин Арачели.
Рис. 76. Церковь Санта-Мария ин Козмедин в Риме.
Рис. 76. Церковь Санта-Мария ин Козмедин в Риме.
Умбирийские церкви.
Соседние с Римом области также играли роль в истории зодчества
рассматриваемой эпохи. Умбрийским проторенессансом называют античные мотивы, как
бы вновь введенные в архитектуру некоторых умбрийских церквей, но на самом деле
никогда не исчезавшие из среднеитальянского зодчества. Трехнефная церковь Сант-
Агостино дель Крочефиссо, на кладбище города Сполето, с ее массивными дорическими
колоннами и открытыми стропилами походит на раннехристианское сооружение,
приближающееся к древнеримскому храму. Замечательные украшения в античном роде на
фасаде этой церкви, а также античные элементы в фасаде Сполетского собора уже
перемешаны кое-где с ломбардо-романскими.
Иной характер имеют церкви некоторых местностей к северу от Рима. В конце X
столетия было основано в Витербо отделение Братства Комо (Maestranza comaciana),
распространившее в Умбрии ломбардскую архитектуру. Лучшие ее памятники — церкви в
Корнето и Тосканелле. Церковь св. Марии в Тосканелле, перестроенная заново около 1050
г. и, следовательно, вполне принадлежащая рассматриваемому времени, представляет
собой внутри еще трехнефную базилику с античными колоннами и открытыми
стропилами, тогда как снаружи она — грациозное создание ломбардо-романского
стиля.
Римская и умбирийская скульптура.
О самостоятельной римской и умбрийской пластике этой эпохи можно сказать
очень немногое. Даже древнеримская рельефная орнаментика была вытеснена, как мы
видели, заимствованными с Востока плоскими украшениями. Некоторый интерес
представляют скульптурные украшения мраморного подсвечника для пасхальных свечей
в церкви Сан-Паоло фуори ле Мура, изготовленного мастерами Никколо ди Анджело и
Пьетро Вассалетто (около 1180 г.). Постамент этого подсвечника весь покрыт грубыми
рельефами, изображающими эпизоды земной жизни Спасителя; в безобразных формах
этих рельефов уже нет ничего византийского, и только в головах фигур чувствуются
смутные намеки на античные рельефы. Распятие Христово изображено так неумело, что
напоминает рельефы первобытных народов. Кажется, будто искусство здесь вернулось к
временам своего младенчества.
Чуть больше жизни в фигурных украшениях фасадов умбрийских церквей. Но
изображения евангелистов и животных на фасаде романского собора в Ассизи сухи и
безжизненны; фигурки в виде атлантов на галерее фасада Сполетского собора и на фасаде
церкви Сан-Пьетро ин Тосканелла бесформенны и чересчур миниатюрны; прихотливо и
разнообразно размещены на плоскости обильные скульптурные украшения фасада церкви
Сан-Пьетро в Сполето, с их большими символическими рельефами, сценами из жизни
апостола Петра и рельефами, изображающими смерть праведников и грешников,
выполненными в схематичных, но довольно правильных формах.
Рис. 77. Распятие.
Рис. 77. Распятие.
Живопись