Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на
востоке.
Введение. Искусство Византийской империи
Мозайки.
Главными памятниками средневизантийской мозаичной живописи, техника
которой отличалась особенной мелкостью стеклянных кубиков, нужно признать
обширные изображения в главной церкви монастыря св. Луки в Стириде, и в церкви
Дафнийского монастыря эти мозаики, исполненные позже построения самих церквей,
несомненно принадлежат времени Комнинов, вероятно началу XII столетия. В обеих
церквах в раковине главной абсиды изображена Богоматерь, с середины купола взирает
вниз Христос Пантократор, на четырех парусах представлены события юности Спасителя,
все стены покрыты многочисленными композициями на библейские сюжеты и образами
святых. При ближайшем рассмотрении в мозаиках Дафни можно, однако, заметить немало
отличий от мозаик монастыря св. Луки — отличий, имеющих значение для дальнейшего
развития. В середине купола отсутствуют ангелы, окружающие Пантократора в мозаике
монастыря св. Луки и других церквей; на «парусах» Сретение Господне заменено
Преображением. Много нового в распределении мозаик по остальным частям храма. Здесь
впервые появляется картина Успения Богородицы на том месте, которое потом всегда
отводила ей позднейшая византийская церковная живопись, а именно на внутренней,
западной стене церкви (не считая нартекса). Язык форм в мозаиках Дафни много живее,
чем в церкви св. Луки. В обеих церквах Христос, пригвожденный к кресту четырьмя
гвоздями, склоняет голову вправо; Его очи еще отверсты, но на дафнийской мозаике Его
руки изображены вытянувшимися под тяжестью тела. В композиции «Сошествие Христа
во ад» (заменившей в византийской иконографии «Воскресение») в дафнийской церкви
Спаситель, попирая ногами сатану, быстро направляется к Адаму и поднимает его левой
рукой, тогда как в той же композиции в церкви св. Луки Он влечет Адама за собой,
полуотвернувшись от него.
В мозаиках Дафни пропорции тела вообще правильны; черные контуры нередко
как бы пропадают в тех местах, где встречаются резко контрастирующие между собой
тона; колорит светлее, разнообразнее и жизненнее, чем в церкви св. Луки. Однако при
всей роскоши и эффектности мозаик Дафни, они уже очень далеки от свободы, которая
была свойственна византийскому искусству в начале македонской эпохи.
Если чисто византийские произведения этого рода служили образцами для
византийского искусства Италии, то, с другой стороны, мозаики, исполненные греческими
мастерами в Святой Земле во время крестовых походов, обнаруживают обратное влияние
западного искусства, особенно ясно выказывающееся в остатках мозаик 1169 г. в церкви
Рождества Христова в Вифлееме. Здесь были изображены родословие Христа (погрудные
изображения Его предков) и церковные соборы (изображения церковных зданий). Между
окнами продольного корпуса изображены колоссальные фигуры ангелов; как верхние, так
и нижние стенные картины были опоясаны фрезами из лиственных венков. От всей
совокупности этих мозаик веет западным духом.
Рис. 70. Сошествие Христа во ад.
Рис. 70. Сошествие Христа во ад.
Миниатюра в Византии
Некоторые из произведений станковой живописи, сохранившихся в афонских
монастырях и западных коллекциях и некогда украшавших стены греческих церквей,
восходят, быть может, к XII столетию. Легче, чем эти произведения, поддаются
определению современные им византийские миниатюры.
Различного рода книги духовного содержания, бывшие в ходу в предшествующую
эпоху, представляли собой и теперь арену художественной деятельности миниатюристов.
Но отдельные сюжеты приняли уже типичную форму, в которую они и продолжали
облекаться в позднейших византийских мозаиках и миниатюрах. Золотые фоны стали
единственно употребительными. Роскошные орнаменты, составленные из
схематизированных античных элементов и новых, цветочных узоров, часто родственных
арабо-персидским, заполняли собой более широкие, чем прежде, поля рукописей. В
инициалах, никогда не достигавших таких размеров, как на Западе, наряду с
отяжелевшими лиственными мотивами преобладали грациозные орнаменты,
составленные из животных и человеческих форм. Человеческие фигуры сильно
вытягивались в длину, движения теряли живость и делались вынужденными; иногда и
одежды изображались тяжело, без складок или с тугими, негнущимися складками; лицам
придавались безжизненные, сморщенные, старческие черты, характерные для
поздневизантийской миниатюры. В середине XI столетия колорит часто еще светел и
ясен; в нем розовый и лазоревый тона прекрасно гармонируют с золотом; но в течение XII
столетия краски становятся более темными и тусклыми. Для моделировки тела вместо
зеленоватых теней употребляются оливковые и коричневые. При всем том многие
рукописи эпохи Комнинов — настоящие шедевры.
В области иллюстрирования Псалтырей, в выполненных пером миниатюрах
«народного» стиля разница между формами македонской и комнинской эпох сразу
обнаружится, если мы сравним, по воспроизведениям Тикканена, фигуры хлудовской
Псалтыри с длинными, окоченелыми, малоголовыми фигурами Псалтыри Британского
музея, написанной в 1066 г. Подобные формы можно видеть, например, в миниатюре,
изображающей Распятие. К наиболее известным памятникам комнинской придворной
живописи принадлежат хранящиеся в Парижской Национальной библиотеке гомилии
Иоанна Златоуста, написанные для императора Никифора Вотониата (1078-1081), с
бесформенными фигурами, тугими складками одежд и лишенными выражения лицами,
тогда как Мартиролог Британского музея XII столетия отличается помимо своих тощих
фигур и жестких драпировок еще темным колоритом, свойственным этому
регрессировавшему веку.
Византийская вышивка на шелках.
Главными произведениями прикладной живописи и в это время были византийские
шелковые вышивки. К переходному времени (конец XI — начало XII столетия) относится
хранящаяся в ризнице Римского собора св. Петра великолепная одежда, ошибочно
называемая «далматикой Карла Великого». На ее передней стороне изображен в
благородных формах Спаситель, сидящий на радуге. Вышитые золотом и серебром
изображения эффектно выделяются на голубом шелковом фоне.
Изделия из слоновой кости эпохи Комнинов
Такие же формы, как и в миниатюрах, но, быть может, большее в своем роде
совершенство техники мы находим в лучших произведениях рельефной пластики эпохи
Комнинов. Среди них важнейшую роль играют по-прежнему изделия из слоновой кости.
Как длинны фигуры, размеренны телодвижения, тяжелы одежды на прекрасной пластинке
Парижского Кабинета медалей, изображающей благословляющего Спасителя, стоящего
на возвышении между императором Романом Диогеном (1068-1071) и его женой! Как
экспрессивны полуфигуры Спасителя, Богоматери и святых на костяной крышке
византийского деревянного ларца, принадлежащего XII в. и хранящегося во
Флорентийском Национальном музее! Всемирной славой пользовались еще и в то время
византийские литые бронзовые изделия, как о том свидетельствуют некоторые бронзовые
двери итальянских церквей, константинопольское происхождение которых удостоверено
документами или надписями. Их фигурные украшения большей частью походят по своей
технике на ньелли: врезанный рисунок выложен золотыми и серебряными проволочками;
руки, головы и ноги образованы пластинками благородного металла и отчасти
эмалированы. Четыре больших панно средних дверей собора в Амальфи (1066), двери
церкви Сант-Анджело у подножия Монте-Гаргано (1076), а также двери соборов в Трое,
Атрани (1087) и Салерно (1099) — великолепные образцы этой византийской техники. В
Риме лучшим произведением в этом роде были двери старой базилики Сан-Паоло фуори
ле Мура, изготовленные в Константинополе Ставракием в 1070 г. и украшенные
изображениями 54 сцен. Их остатки хранятся в ризнице этой базилики. И здесь
вытянутость фигур в длину характерна для конца XI столетия.
Изделия из золота
Среди византийских произведений золотых дел мастеров к этой эпохе может быть
с полной достоверностью отнесена «корона св. Стефана», в Будапештском Национальном
музее. Она украшена портретами императора из дома Комнинов, Михаила Дуки (1071-
1078), и его брата, Константина; помещенные на ней, кроме того, образы Спасителя,
архангелов и святых выполнены в вылощенном византийском стиле рассматриваемого
времени.
Заключение. Византия при Комнинах
Византийское искусство при династии Комнинов, несмотря на свой упадок в XII
столетии, все еще было искусством национальным, ново-греческим; по выработанности
техники и пониманию форм оно все еще стояло на более высокой ступени, чем
современное ему западное искусство; но самостоятельные порывы к новизне, которыми
отличалось это последнее, конечно, больше говорит нашему сердцу. Византийское
искусство хотя и не подчинило своему влиянию все художественные области, однако
оставалось руководителем европейского искусства, в особенности северо-восточного, но
также и итальянского, по крайней мере в Нижней Италии, Сицилии и Венеции, где, как
мы увидим, еще в целом ряде священных очагов пылало его пламя.