Обзор развития голландской живописи в XVIII веке

Голландская архитектура, ложноклассик, мраморный рельеф, дорический, ионический

Голландское искусство XVIII века
Голландская живопись XVIII века

Развитие живописи в Голландии существенно замедляется уже в начале столетия. Лучше всего дело обстоит в жанровой живописи благодаря таким мастерам как Корнелис Трост и Иоганн Баптист Кобелль

Несмотря на то что некоторые значительные мастера национального направления голландской живописи, ученик Рембрандта Арт де Гелдер, умерший в 1727 г., и великий ученик Рейсдала Мейндерт Гоббема, умерший в 1707 г., жили еще частью в XVIII веке, Голландия, под влиянием картин и сочинений льежского ложноклассика Герарда Лересаа, умершего в 1711 г. в Амстердаме, к 1700 г. уже отвыкла от свежей, широкой кисти и творческой непосредственности своей великой эпохи и стала во множестве производить гладко выписанные сухой кистью, холодные по формам картины. Адриен ван дер Верф (ум. в 1722 г.) и Виллем ван Миерис (ум. в 1747 г.) — типичные представители этого направления, которому в ландшафтной живописи следовали гладкописанные, идеализированные картины Иоганнеса Глаубера (1646-1726), Изака Мушерона (1671-1744) и Яна ван Гуйзума (ум. в 1749 г.), а также и изящные городские виды Яна ван дер Гейде (ум. в 1712 г.). В области живописи цветов сюда принадлежат картины Конрата Рёпеля (1678-1748) и вышеназванного Яна ван Гуйзума, тогда как художница Рахель Руйш (ум. в 1750 г.) умела еще наделять свои крайне тщательно выписанные цветы горячим и гармоничным колоритом. Нам нет интереса прослеживать до конца XVIII века всех слабых подражателей этих и других художников-эпигонов. Однако нельзя пройти молчанием исторического живописца и гравера Якоба де Вита из Амстердама (1695-1754), учившегося в Антверпене, декоративные панно которого, выдержанные серым цветом по серому фону, до полной иллюзии подражающие каменным рельефам, можно видеть в бывшей амстердамской ратуше, в голландских музеях и в Дрездене, следует назвать также незаурядного портретиста Яна Мавриция Квинкгардта (1688-1772), многочисленные большие группы синдиков и отдельные портреты которого задуманы в старом духе, но написаны в более жесткой и пестрой манере XVIII века (из них 34 находятся в одном только амстердамском Рийксмузеуме); можно упомянуть, кроме того, Исаака Оуватера (1747-1793), принадлежавшего к числу самых пылких последователей славных старых живописцев городских видов, как показывают две картины его в Рийксмузеуме.

Корнелис Трост - Кофейный зал

Корнелис Трост — Кофейный зал

Корнелис Трост — Кофейный зал

Остановиться более подробно мы можем лишь на двух голландских живописцах XVIII века, на портретисте и жанристе Корнелисе Тросте (1697-1750), о котором писал Вергюль, и на пейзажисте и живописце животных Иоганне Баптисте Кобелле (1779-1814); ему и вообще семье Кобеллей посвящено исследование Обрена. Художественная родословная Корнелиса Троста восходит через Арнольда Боонена (1669-1729) и Шалькена к Самуэлю ван Гоогстратену. Как живописец масляными красками и пастелью, как рисовальщик и гравер меццотинто, он является единственным голландским художником своего времени, сумевшим наглядно, своеобразно, но и остроумно запечатлеть жизнь, интересы и нравы своего народа. Его портретные группы «регентов», свободные по композиции, с жизненной передачей лиц и со свойственными тому времени бледными тонами воздуха и света, прекрасно представлены в амстердамском Рийксмузеуме. «Семь старейшин коллегии медиков» (1724), «Урок анатомии профессора Роэля» (1728), «Восемь регентов Сиротского дома» (1729) и «Трое синдиков гильдии хирургов» (1731) высоко ставят Троста над дюжинными работами современников. Группа четырех детей, забавляющихся с обезьянкой в саду (1723), написана свежо и натурально. Очень выразительны его автопортрет и коленный портрет Исаака Сверса в Рийксмузеуме. Красочное чувство той эпохи ясно отражает поколенный портрет в натуральную величину неизвестного мужчины в шверинском музее (1740), представленного во время завтрака, на фиолетовом фоне стены. Полна юмора и тонкой наблюдательности картинка «Комната родильницы» в роттердамском музее. С сатирическими пастелями и гуашами Троста, представляющими большей частью обычные сцены на воздухе и игры с песнями, лучше всего можно познакомиться в гаагском музее. Прелестны «Колядка в праздник Богоявления» и «Свадьба Клориса и Роозье». Увлекательно интересна серия пяти жанровых картин «NELRI» (5 начальных букв заглавий картин. — Прим. перев.) (1740 г.), изображающая собрание шести друзей у «Biberiusa» («Выпиваки»). Тупоумно, молча сидят они в первой сцене, пока вино не развязывает им языки и в конце концов не одолевает их вовсе. Эти картины составляют переход от Стеена к Хогарту. К блестящей и оригинальной технике, сочетающей пастель с акварелью, присоединяется здесь острота наблюдения, восприятия и передачи жизни.

В переходное время от XVIII к XIX веку Голландия не обладала ни одним сколько-нибудь выдающимся новым неоклассиком. Французский классицизм Адриена ван дер Верфа предвосхитил уже главные черты неоклассицизма. Но зато поворот к простому, безыскусственному наблюдению природы нашел себе в ландшафтах с животными Кобелля такое же ясное выражение, как и в произведениях бельгийского живописца животных Оммеганка. И Кобелль явно примыкает к Поттеру; и он, воплощая натуралистические веяния своего времени, обладал самостоятельным, хотя, быть может, более пластическим, чем живописным чувством, как показывают его картины хотя бы амстердамского Рийксмузеума. Лишь в течение XIX столетия голландская живопись вновь нашла себя — на своих старых путях.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий