Франкской церковной архитектуры и особенности базилик.

Вклад каролингов в архитектуру заключался в коренном изменении архитектуры христианских базилик, что подготовило почву для романского стиля.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Архитектура

Зодчеством каролингско-оттоновской эпохи занималось много первоклассных
французских и немецких ученых, опиравшихся в своих исследованиях частью на
литературные источники, частью на остатки старинных зданий и на новейшие раскопки.
Интересны капитальные труды Виолле-ле-Дюка, Ластейри, Шназе, фон Ребера,
Эссенвейна, Б. Риля, фон Дегио и фон Бецольда, Боррманна и Нейвирта, а из монографий
— преимущественно сочинения Георга Шефера, Адама Гольцингера, фон Дегио, Графа,
Фр.-Як. Шмидта, Шлейнига и Эффмана.

Новое в франкской церковной архитектуре.

То новое, что выработала франкская церковная архитектура, сводится главным
образом к изменениям в плане базилики. Прежде всего через удлинение продольного
корпуса за пределы трансепта план базилики из имеющего вид Т превратился в настоящий
латинский крест; церкви именно этого плана мы будем иметь в виду, говоря о
крестообразных базиликах. Затем в тех церквах, в которых было две могилы святых
патронов, по примеру некоторых древнехристианских храмов Востока, против восточного
хора нередко устраивался западный хор одинаковой с ним формы; в результате пропадал
раннехристианский западный фасад с его притворами и главные входы перемещались на
западные концы боковых нефов, или на продольные стороны. Церкви этого рода мы
называем церквами с двойным хором. Дальнейший шаг состоял в том, что к восточному
трансепту прибавился второй, западный, — и форма креста, строго говоря, была нарушена.
Устройство под хором крипты вместо могилы мученика сделалось теперь общим
правилом; колокольни, помещавшиеся часто над средокрестием (пересечением
продольного корпуса с трансептом), вместе с присоединившимися к ним вскоре боковыми
башнями стали постепенно органическими частями церкви. В интерьере колонны
постепенно заменялись столбами вполне или отчасти; в последнем случае колонны и
столбы чередовались в ритмической последовательности. Нефы в эту эпоху еще не
перекрывались сводами.

Некоторые из перечисленных особенностей, как известно, появились еще в
западнофранкских церквах меровингского времени, но в полном своем развитии, хотя и не
повсюду одновременно, они встречаются впервые в каролингской архитектуре, с которой
мы знакомы почти исключительно по литературным источникам, собранным Юлиусом
фон Шлоссером. Сюда относятся, например, церковь аббатства Сен-Дени близ Парижа,
оконченная перестройкой в 775 г. Карлом Великим, и знаменитая церковь св. Рихария в
монастыре Centula (теперь Сен-Рикье) близ Амьена, постройка которой началась в 793 г.
Эти церкви имели в плане крестообразный вид и уже вполне развитый двойной хор.
Каролингская церковь, построенная в IX столетии на месте базилики св. Мартина в Туре,
предваряла романский стиль иными архитектурными особенностями: согласно
исследованиям де Ластейри, в ней уже имелся хоровой обход с «венцом капелл» и, кроме
трех восточных башен, еще две башни по бокам западного фасада.

Церковь в Санкт-Галлене (IX век).

На немецкой почве, в новом стиле, вероятно, прежде всего была построена церковь
знаменитого бенедиктинского монастыря в Санкт-Галлене. В местной библиотеке
сохранился план церкви и монастырских зданий приблизительно 820 г.; здесь мы имеем
перед собой образец каролингской колонной базилики с трансептом и двумя хорами, в
которой выказалось большинство вышеуказанных особенностей Подобный план сложился
скорее на западе, чем на рейнско-гессенском севере; это подтвердили результаты
исследований, из которых явствует, что немецко-франкским церквам каролингской эпохи
была еще неизвестна настоящая крестообразная форма.

Описания немногих сохранившихся после каролингов базилик.

Отчасти сохранились две небольшие базилики, основанные Эйнгардом,
историографом Карла Великого, не чуждым искусству: в Штейнбахе, близ Михельштадта,
827 г., и в Зелигенштадте, 828 г. На них походила базилика св. Михаила на Святой Горе,
близ Гейдельберга, заложенная в 883 г. Все эти церкви, по-видимому, имели план в виде
Татрий, подобный имевшемуся при древнехристианских базиликах, и столбы вместо
колонн. Из колонных базилик к храмам того же рода относится сохранившаяся в
существенных своих частях церковь св. Юстина в Гехсте-на-Майне, сооруженная около
840 г.; возможно, что и перестроенная в 844 г. церковь Корвейского монастыря на Везере,
филиальной обители знаменитого западнофранкского монастыря Корби, была также
колонной базиликой; на это указывают четыре коринфские колонны сооруженной около
1000 г. западной части здания — колонны, которые, как доказано Нордгоффом,
единственные остатки каролингской церкви. Еще древнее церковь в Лорше (Гессене) на
Бергштрассе, освященная в 774 г. в присутствии Карла Великого. Сохранились от нее
только ворота нартекса, быть может даже воздвигнутые несколько позже; но это
небольшое изящное сооружение дает нам — именно потому, что оно сохранилось, — более
ясное понятие о формах каролингской архитектуры, чем все исторические свидетельства.
Три низкие арки этих ворот фланкированы четырьмя гладкими полуколоннами с
римскими композитными капителями. Невысокая стена над пролетами, с тремя вверху
полукруглыми окнами, расчленена десятью варварскими, смахивающими на
каннелированные ионические пилястрами, соединенными одна с другой вместо арок
треугольными перемычками. Карниз над композитными капителями полуколонн украшен
рядом низких и широких стоячих листьев аканфа. Малозаметный венчающий карниз
лежит на зубчатых консолях. Вся поверхность стены покрыта узором наподобие ковра,
составленным из белых и красных камней, как мы это видели в более ранних
меровингских постройках. В архитектуре этих ворот перемешаны римско-
эллинистические, восточные и франкские элементы, но зачатки романского стиля почти
совсем отсутствуют. Лоршские ворота — еще вполне древнехристианское сооружение.
Однако строивший их франкский зодчий несколько погрешил в пропорциях, а в
облицовке стен и зигзагах над пилястрами сообразовался с национальным вкусом,
который мог быть и независим от дальневосточных влияний. Саму церковь, уже давно
разрушенную, мы должны представлять себе как трехнефную базилику с плоским
покрытием, без трансепта. В пользу такой реконструкции свидетельствует
первоначальный план церкви Спасителя в Вердене-на-Руре, основанной еще в 799 г. св.
Людгером, но оконченной только в 875 г. Исследованиями Эффмана установлено, что она
была также трехнефной базиликой с плоским покрытием и без поперечного нефа. По-
видимому, это была древнейшая из немецких церквей, где в среднем нефе колонны
чередовались со столбами.

О форме прочих важнейших немецких базилик каролингского времени мы знаем
исключительно по литературным источникам. Старая бенедиктинская церковь в Фульде
(792-819), усыпальница св. Бонифация, представляла в плане колонную базилику с
двойным хором и двумя криптами; два хора имела также построенная в 831-850 гг.
церковь Герсфельдского аббатства. Равным образом постройка, легшая в основание
Кёльнского собора, в первой половине IX столетия имела, по-видимому, восточный и
западный хоры. Но и относительно этих восточнофранкских церквей каролингской эпохи
не доказано, чтобы они имели крестообразную форму.

В оттоновское время на почве Германской империи, где до той поры в
большинстве местностей была в ходу исключительно скромная деревянная архитектура,
получили повсюду преобладание каменные церковные постройки, и хотя дошедшие до
нас большие епископальные базилики X и первых десятилетий XI столетия по большей
части были перестроены в эпоху зрелого средневековья, однако их первоначальные
очертания выступают из-под более поздних наслоений явственнее, чем в каролингских
базиликах. Здесь уже довольно часто встречаются настоящие крестообразные церкви, с
развитым хором и трансептом. Два хора можно различить, например, в заложенной в 960
г. церкви в Гернроде, в Гарце, в снабженном одним, и притом западным, трансептом,
Аугсбургском соборе, основанном в 994 г., в церкви св. Георгия в Оберцелле, на острове
Рейхенау (на Боденском озере), заложенной в 1000 г., в Майнцском соборе (1009-1036),
где также всего один западный трансепт, и в Вормсском соборе (996-1018), имеющем
один восточный трансепт; два хора и вместе с тем две крипты имеются в основанном в
1004 г. Бамбергском соборе и в отстроенной около 1052 г. церкви св. Эммерана в
Регенсбурге, два трансепта — в церкви св. Панталеона в Кёльне, 980 г., два трансепта и два
хора — в соборе Миттельцелля на острове Рейхенау (988-997) и в великолепной церкви св.
Михаила (Михаэльскирхе) в Хильдесхейме (1001-1033), сооруженной высокоталантливым
епископом Бернвардом. Устройство двух хоров вместо одного понятно, собственно,
только в монастырях, но не в приходских церквах, которые требовали, чтобы главный
вход находился против алтаря и чтобы таким образом облегчался доступ в храм сразу
большему числу верующих. Когда в Германии с середины XI столетия начала развиваться
городская жизнь и вместе с тем сделалась интенсивнее и церковно-приходская, церкви с
двумя хорами снова стали выходить из употребления.

Рис. 48. Ворота нартекса монастырской церкви в Лорше.

Рис. 48. Ворота нартекса монастырской церкви в Лорше.

Рис. 48. Ворота нартекса монастырской церкви в Лорше.

Рис. 49. Композитная капитель Лоршского нартекса.

Рис. 49. Композитная капитель Лоршского нартекса.

Рис. 49. Композитная капитель Лоршского нартекса.

Базилики оттоновского времени.

Надо сказать, что и в оттоновскую эпоху базилики еще не имели крестовых сводов,
если не считать нескольких случаев, на которые указывал Дегио и в которых такими
сводами были перекрыты боковые нефы. Только над криптой обычно устраивался
сводчатый потолок; такой криптообразный характер имеет нижний этаж двухэтажного
западного хора церкви Корвейского аббатства (около 1000 г.), считающийся самым
древним сводчатым церковным помещением в Германии; а так как крипты были
помещениями с нефами одинаковой высоты, то древнейшая перекрытая крестовыми
(куполообразными) сводами церковь Германии, капелла св. Варфоломея в Падерборне
(1017), должна быть признана не базиликой, а церковью зальной системы (Hallenkirche).
Типичные немецкие базилики оттоновского времени с чередующимися подпорами,
каковы, например, из упомянутых выше изящная церковь с эмпорами в Гернроде, в
которой столбы правильно чередуются с колоннами, и монументальная церковь св.
Михаила в Хильдесхейме, где между каждыми двумя столбами стоит по две колонны,
имели совершенно плоский деревянный потолок; даже современные им
северофранцузские церкви, например известная как «basse oeuvre» старая массивная
базилика со столбами в Бове (987- 998) и церковь св. Ремигия в Реймсе (1005-1049),
имеют, по крайней мере, над средним нефом или плоский потолок, или совершенно
открытые кровельные стропила. В церкви св. Ремигия поперечными коробовыми сводами
перекрыты нижние боковые нефы, отделенные от среднего нефа столбами, но не эмпоры,
в которых столбы красиво чередуются с колоннами. В Клюнийском аббатстве освященная
в 981 г. церковь аббата Майола представляла собой также колонную базилику с плоским
покрытием. На юге Франции, где отдельные формы в эту эпоху были еще совершенно
античные или умышленно подражали античным, своды, правда, встречаются, но в таком
виде, который не имел никакого влияния на развитие собственно романского стиля.
Средний неф перекрывался коробовым сводом, боковые нефы — полукоробовыми сводами,
передававшими дальше боковой распор стен среднего нефа. Такие примеры в X столетии
мы встречаем в церкви монастыря Сен-Гилем дю Дезер в Нижнем Лангедоке и в старом
соборе в Вэзоне. В церкви св. Филиберта в Турню, в Бургундии, покоящейся на
массивных круглых столбах, средний неф перекрыт поперечными коробовыми сводами.
Но и эти постройки могут считаться скорее церквами зальной системы, чем
базиликами.

В Провансе и Аквитании встречаются как особые формы однонефные церкви с
коробовыми сводами, напоминающие собой аналогичные североиспанские постройки. Но
и для этого рода церквей годы их сооружения только с последней трети XI в. становятся
известны с достоверностью.

Дороманские черты в немецкой архитектуре.

Впрочем, и в немецком зодчестве в течение всего этого периода отдельные
архитектурные формы в существенных своих чертах представляются еще дороманскими.
Капители колонн по большей части напоминают коринфские, реже — ионические;
аттические базы еще не имеют грифов (угловых листиков). Антаблемент над
относящимися приблизительно к 844 г. колоннами в западной части церкви Корвейского
монастыря — совершенно античный, с дентикулами и шнуром перлов. Колонны
упомянутой выше хорошо сохранившейся церкви в Гернроде, оттоновского времени,
увенчаны чашевидными капителями, которые усажены завивающимися вверху
растительными стеблями и человеческими головами; одна из круглых башен этой церкви
украшена снаружи пилястрами, которые, как в Лорше, соединены между собой не арками,
а треугольными фронтонами. Капитель с перевернутым эхином, по терминологии Дегио —
«грибовидная» капитель, встречающаяся в западной части крипты (997-1021) замковой
церкви, в крипте церкви Виперта в Кведлинбурге, в Эссенском соборе и монастырской
церкви в Вердене-на-Руре, является скорее искажением, чем преобразованием известных
нам форм. Надставки, похожие на имноты, заимствованные, несомненно, из Равенны, мы
находим на капителях колонн в ингельхеймском дворце Карла Великого и в базилике св.
Юстина в Гехсте. Романские, закругленные внизу кубовидные капители встречаются в
Германии лишь изредка и, по исследованиям Дегио, прежде всего в западной части
Эссенского собора, затем, в очень простой форме, но с античным шнуром перлов и
дентикулами, на двух взятых из старого храма колоннах церкви св. Михаила в
Хильдесхейме, аттические базы которых еще не имеют грифов.

Рис. 50.Капитель колонны из церкви св. Юстина.

Рис. 50.Капитель колонны из церкви св. Юстина.

Рис. 50.Капитель колонны из церкви св. Юстина.
1 – Введение.3 – Аахенский собор

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий