Вводные замечания Вёрмана о формировании архитектуры каролингов.

Франкское государство постепенно усиливало своё влияние пока не заняло всю территорию бывшей римско-эллинистической культуры.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Архитектура

Из всех государств, основанных в Европе германцами в эпоху великого
переселения народов, государство франков оказалось самым сильным и сыграло наиболее
важную роль как в осуществлении культурных и политических задач того времени, так и в
развитии изобразительных искусств, которое вело к новым художественным формам,
соответствовавшим новому содержанию. Франкское государство, занимавшее вначале
запад современной Германии и северо-восток Франции и постепенно охватившее всю
Францию и значительную часть Северной и Южной Германии, уже в меровингское время
господствовало над всей областью распространения римского провинциального
искусства; в Галлии это искусство — вероятно, под непосредственным восточно-
христианским влиянием, проникавшим частью через Равенну, частью, как полагал
Стриговский, через Марсель, — уже в меровингское время сделалось искусством
древнехристианским, но со своеобразным отпечатком; наследием этого меровингского
искусства франкское государство жило еще и в каролингскую эпоху. Каролингское, как и
оттоновское, искусство было далеко от того, чтобы сознательно созидать на новом,
германском основании; напротив того, искусство этих эпох, в сущности консервативное,
стремилось продолжать традиции христианской древности. Отсюда родилось в науке
представление о «каролингском ренессансе», который на самом деле был, в
противоположность оттоновскому, скорее пережитком старого, чем «возрождением». Те
специфические германские элементы, которые содержатся в каролингском искусстве
наряду с элементами эллинистическими и восточными, восприняты им скорее
бессознательно; но эти элементы, несомненно существующие, вели к плодотворным
новообразованиям. Тогда как светское, придворное искусство держалось больше старины,
религиозное искусство, возделывавшееся главным образом в бенедиктинских монастырях,
но пользовавшееся также поддержкой и покровительством парижского и ахенского
дворов, во многих случаях шло собственными путями и выработало, особенно в
зодчестве, соответственно практическим и идейным потребностям ряд нововведений,
предварявших романский стиль последующей эпохи. Хотя такой знаток средневековой
архитектуры, как Дегио, на основании планов многих церквей каролингской эпохи
называл каролингское искусство уже романским, мы считаем, однако, более удобным
рассматривать и каролингское, и оттоновское искусство, ввиду ясно выраженного в них
тяготения к древности, как особый, дороманский отдел истории искусства. В
каролингский период в центре художественного движения стоял Карл Великий,
окруженный своими сподвижниками, среди которых особенно выделялись деятельностью
на пользу искусства Алкуин и Эйнгард. В оттоновское время в художественной жизни
Германии роль покровителей искусства играли великие саксонские императоры, два
Генриха и три Оттона; но истинными ревнителями художественного развития были в ту
пору высшие церковные сановники, например, архиепископ Трирский Эгберт, епископ
Констанцский Гебгард II, епископ Хильдесхеймский Бернвард, рейхенауский аббат
Витигово и др.; также и на западе франкского государства и в Бургундии церковное
зодчество находило немалую поддержку в лице прелатов и монахов. Клюни, где аббат
Ордон, реформировав бенедиктинский орден, основал в 930 г. клюнийскую конгрегацию,
уже тогда стало одним из центров духовного и художественного движения, получившего
в последующую эпоху мировое значение.

При Меровингах средоточием франкской художественной жизни была Северо-
Восточная Франция с ее столицей Парижем. И при Каролингах, как доказано в
особенности Гуго Графом, западнофранкское церковное зодчество стояло во главе
направления, искавшего новых путей; но когда к концу VIII столетия Карл Великий
перенес свою резиденцию из Парижа в Ахен, немецкая часть франкского государства
начала выступать на передний план и в художественном отношении; вместе с тем
преобладание дворцового искусства вызвало здесь усиление консервативного, как мы его
назвали, направления, которое постепенно уступало место новым течениям.

2 – Особенности построения базилик.3 – Аахенский собор

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий