Немецкое искусство XVIII века
Немецкая живопись XVIII века
Живопись Австрии в начале XVIII века развивалась под влиянием Италии, но со временем приобрела самобытные черты. Венская академия художеств способствовала успешному привлечению творческих сил в столицу. К концу столетия в венской живописи стал доминировать классицизм
Развитие немецкой живописи на западе Германии шло почти параллельно с развитием ее в восточной Германии, где Вена, Дрезден и Берлин были крупнейшими художественными центрами XVIII столетия.
В альпийских, австрийских странах развилась на службе монастырской и церковной архитектуры декоративная фресковая и алтарная живопись, не менее пышная, чем в баварских предгорьях Альп. Итальянские, особенно венецианские образцы оплодотворили и австрийскую декоративную живопись, выросшую в лучших произведениях ее наиболее сильных мастеров в монументальное великое искусство. К старейшим австрийским живописцам этого рода принадлежит уже упомянутый выше Иоганн Франц Михаэль Роттмайр (1660-1730). Он был учеником Лота в Венеции. Твердо, ясно и красочно сочинены его большие плафоны, и особенно известные картины купола церкви св. Петра в Вене.
Поколением моложе его были три очень известных венских живописца того же склада: Даниель Гран (1694-1757), прославленный Винкельманом автор блестящих купольных фресок венской Придворной библиотеки, Микеланджело Унтербергер (1695-1758; монография Цимметера), мастер напоенного светом «Успения Богоматери» на главном алтаре в Бриксене и Пауль Трогер (1698-1777), лучшим произведением которого считается роспись большого зала бенедиктинского общежития Зейтенштеттен. Еще более молодому поколению принадлежат три мастера: Мартин Иоганн Шмидт, по прозванию Кремзер Шмидт (1718-1801; монография А. Майера), плодовитый мастер фресок городской приходской церкви в Кремзе на Дунае, Антон Франц Маульперч (1724-1796), лучшие фрески которого в церкви пиаристов в Вене, выполненные под влиянием Тьеполо, все же прекрасно уравновешены, и тиролец Мартин Кноллер (1724-1804; монография Поппа), попавший в Риме под влияние Менгса, но постоянно соединявший в своих многочисленных церковных и дворцовых фресках академический классицизм своего главы с барочными переживаниями и радостным биением рококо. Его ранние алтарные образа в монастыре Этталь и в церкви Санта Мария делла Минерва в Ассизи (1764-1765) еще академичны. Продуктивную деятельность развил затем Кноллер в Милане. Высший подъем его искусства представляют купольные росписи церквей в Фольдерсе и Эттале, в Нересгейме и Грисе (1769-1773), огромная потолочная фреска с «Вознесением Богоматери» в мюнхенском Бюргерзале (1773) и во дворце Таксис в Иннсбруке. Кноллер обладал необыкновенно разносторонним талантом и знаниями, большой легкостью творчества и чистым, хотя и несколько банальным чувством изящного.
Венская академия художеств, вновь открытая в 1726 г., получила своего первого директора в лице Якоба фон Шуппена (1670-1751), ученика Ларжильера, родом француза. Следующими директорами ее были уже знакомые нам Микеланджело Унтербергер, Пауль Трогер и Мартин ван Мейтенс (или Мийтенс). Многочисленные пейзажисты, жанристы, живописцы охотничьих сцен и баталисты этого периода, стоявшие большей частью близко к академии, должны пройти мимо нас. Упоминания заслуживают лишь некоторые портретисты, из которых уроженец Пресбурга Иоганн Купецкий (1667-1740; монография Ньяри), переселившийся в конце концов в Нюрнберг, подражал на собственный лад Рембрандту, Христиан Зейбольд из Майнца (1703-1768), эффектно передавая светотень, примыкал к более широким по письму картинам Денвера, и уроженец южного Тироля Джованни Баттиста Лампи (1751-1830), выражавший с подкупающей нежной слащавостью стиль своей эпохи.
Портрет старика работы Бальтазара Деннера в Королевской картинной галерее в Дрездене
Переход к классицизму XIX века в Вене обозначен Генрихом Фюгером (1751-1818), уроженцем Гейльбронны, сначала учеником Эзера в Лейпциге, а позже директором венской академии. Многочисленные портреты и превосходные миниатюры его раннего времени хранятся главным образом в частном собрании австрийского императора в Вене. Собственный поворот к монументальной ложноклассической живописи на исторические темы знаменует его «Смерть Германика» 1789 г. в музее Венской академии художеств. В Дрездене живопись достигла известного расцвета при посредстве парижанина Луи Сильвестра Младшего (1675-1760), призванного в 1716 г. с берегов Сены на берега Эльбы. Образцом его пустых, но приятно написанных стенных и плафонных картин могут служить декоративные фрески в Математическом салоне «Цитадели», в Курляндском и Японском дворцах. Первый директор преобразованной в 1764 г. академии художеств, Шарль Гютен (1715-1776) также был парижанин; преемником его был вылощенный венецианец Джованни Баттиста Казакова (1722-1795), рядом с которым его земляк Бернардо Белотто, прозванный Каналетто (1720-1780), был выразителем лучших сторон итальянского духа того времени. Впрочем, Дрезден еще до Белотто имел в лице Иоганна Александра Тиле (1685-1752) самостоятельного живописца видов саксонских местностей. Последний был старее по годам Каналетто Старшего, но с картинами его произведения Тиле не могут равняться ни живописными достоинствами, ни художественным замыслом. В дрезденской галерее находятся в числе других картин Тиле «Киффгейзер» (гора к югу от Гарца; в одной из пещер Киффгейзера спит, по известному преданию, Фридрих Барбаросса. — Прим, перев.) и «Фрайбергские копи» 1748 и 1749 гг. Однако из ряда дюжинных дрезденских живописцев XVIII века выдаются некоторые художественные личности, правда, в значительной степени пережившие свою славу, но заслуживающие упоминания. Учеником Тиле был профессор академии Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих или Дитриц (1712-1774). разносторонний и ловкий живописец, писавший картины не только на любой сюжет, но в любом стиле, копируя самым поверхностным образом то Ватто, то Берхема, Пёленбурга или Остаде, а чаще всего Рембрандта, своего любимца. Уже его картины в дрезденской галерее и во дворце обнаруживают в нем скучнейшего подражателя. Адам Фридрих Эзер из Пресбурга (1717-1799; монография Дюрра), учившийся в Вене, в 1749 г. переселился в Дрезден, а с 1763 г. стал директором академии в Лейпциге. Упоминается нами ради его отношений к молодому Гёте. Он был одним из первых художников в Германии, проводивших учение о возвращении к простоте искусства доброго старого времени. Особенно славился его занавес лейпцигского театра, приводивший в восхищение Гёте. В настоящее время с его холодной, скудной манерой всего лучше можно познакомиться в лейпцигском музее и в лейпцигской же церкви св. Николая, обладающей серией картин его кисти. Групповой портрет детей художника в дрезденской галерее также не показывает его талант с более сильной стороны.
1 — Общий обзор немецкой живописи 18 века3 — Развитие живописи в Дрездене и Берлине