Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на
востоке.
Искусство Руси (1000 — 1250 гг.)
Во время крещения Руси Владимиром Святославичем (988) северной столицей ее
был Новгород, южной — Киев.
Первые русские церкви, как и вообще все древнерусские постройки, были
деревянные. Даже Десятинная церковь в Киеве, сооруженная Владимиром Святославичем
в 989-996 гг. и предназначавшаяся быть его усыпальницей, по исследованиям русских
археологов, в существенных своих частях была построена из дерева. Вместе с греческими
священниками и монахами приходили на Русь греческие и — как есть основание
предполагать — армянские живописцы и зодчие; эти последние вводили в стране со второй
четверти XI столетия каменную архитектуру. Вследствие этого русское искусство до
самого татаро-монгольского завоевания в середине XIII столетия, собственно говоря,
оставалось ветвью византийского, хотя и отличалось от него многими особенностями;
однако в последнее время ученые склонны приписывать армянским образцам еще
большую роль в деле возникновения русского зодчества, чем византийским.
Нашему знакомству с русским искусством, очень мало расширенному книгой о нем
Виоле-де-Дюка, существенно способствовали сочинение Новицкого и роскошные издания
Бутовского, Айналова, Редина и Суслова. Им мы следуем в своем дальнейшем изложении,
отчасти основываясь на собственных воспоминаниях о путешествии в Россию.
Роль архитектуры в русском искусстве
В древнерусском искусстве первенствующую роль играло зодчество. Самая
древняя из сохранившихся русских церквей — Черниговский собор, хотя в нем только
нижние части стен и столбов первоначальной кладки, а именно первой трети XI столетия.
Он был четырехстолбовой церковью, с одним только куполом, покоившимся на высоком
барабане, с одним нартексом и тремя полукруглыми внутри и снаружи абсидами на
восточной стороне. Затем к числу древнейших русских каменных церквей принадлежат
Софийские соборы в Киеве и Новгороде, из которых первый отстроен в 1037 г., а второй —
в 1052 г. Своими первоначальными планами обе эти церкви с их тесно поставленными
столбами в широкой главной части здания — перед подкупольным пространством вроде
трансепта, напоминают церковь св. Никодима в Афинах и вместе с тем западные
базилики. Каждый из пяти нефов Киевского и трех нефов Новгородского соборов
заканчивается на востоке особой абсидой. Оба храма, однако, так изменены позднейшими
пристройками, что только небольшая часть их интерьера, крытая всего одним плоским
куполом и оживленная мозаикой и фресковой росписью, еще создает некоторое
представление о былой величественности этих сооружений.
Владимир на Клязьме
Русские церкви XII столетия имеют уже несколько другой характер. Новая,
основанная в 1116 г. столица, Владимир-на-Клязьме, достигла в то время своего высшего
процветания. В ней между 1138 и 1161 гг. был воздвигнут большой собор во имя Успения
Богородицы. Он был еще сходен по плану с новгородским Софийским собором, но
коробовые своды его нефов, даже не маскируемые крышей, на передней стороне образуют
полукружия, соединенные высокими тонкими полуколонками в глухие аркады. Подобная
архитектура изобретена, вероятно, ломбардскими зодчими, которые в то время нередко
призывались в Россию. К ним примкнула русская архитектурная школа, памятниками
которой являются построенные в 1176 г. церковь Суздальского монастыря и знаменитый
Дмитриевский собор во Владимире (1194-1195), реставрированный в XIX столетии в
своем прежнем стиле. Его южный, северный и западный фасады расчленены высокими
глухими аркадами. Вверху фасады заканчиваются вместо венчающего карниза тремя
полукруглыми фронтонами. Нижний ярус здания отделен от верхнего опоясывающим всю
церковь аркатурным фризом, полуколонки которого подперты снизу кронштейнами.
Детали этого собора родственны скорее западнороманскому, чем византийскому
стилю.
Еще в большей степени это видно в других постройках приблизительно того же
времени, например в часовне Боголюбова монастыря близ Владимира, по виду совсем
«романской», и в расположенной недалеко оттуда, на р. Нерли, церкви Покрова Пресвятой
Богородицы, портал которой в виде полуциркульной арки над коринфскими колоннами
украшен рядами своеобразно стилизованных аканфовых листьев. Дальше к западу, в
Пскове, церковь Спасо-Мирожского монастыря, как и простой, снабженный тремя
полукруглыми абсидами четырехстолбный Черниговский собор, имеет на каждой стороне
по сильно выступающему вперед треугольному фронтону, напоминая некоторые
армянские храмы. Татаро-монгольское владычество, установившееся в середине XIII
столетия, внесло впоследствии в русскую архитектуру много чужеземных мотивов, на
основе которых развилось национальное русское искусство.