Западное искусство (VII — XI вв.)
Искусство Италии и Испании (около 750-1050 гг.)
Еще любопытнее для истории развития художественных форм памятники
искусства тех местностей Верхней и Средней Италии, которые уже целые столетия
фактически находились под властью германцев. Полукультурные народы Севера,
конечно, не могли дать много нового итальянцам. Римско-эллинистическая древность, как
ни далеко зашел процесс ее разложения и как ни была она пропитана византийством, и в
эпоху своего заката продолжала господствовать в области интеллектуальной и духовной
культуры, языка и искусства. Тем не менее белокурые завоеватели оставили в Италии
отдельные следы своего родного, принесенного ими с Севера искусства.
В итальянской церковной архитектуре и в этот период германские влияния почти
незаметны; обнаружить их можно было бы разве лишь в порче и огрубении всех
отдельных форм. Каттанео, в своей истории итальянского зодчества, не совсем удачно
обозначал архитектуру VI и VII столетий как латино-варварскую, VIII столетия — как
византийско-варварскую и, едва ли удачнее, архитектуру двух веков, с 800 до 1000 гг., —
как итальянско-византийскую. После Каттанео, очень обстоятельно, хотя и несколько
односторонне, исследована итальянская архитектура этих столетий Ривойрой, в
особенности архитектура тех церквей, на которые следует смотреть как на составляющие
переход к развитому ломбардскому стилю второй половины XI и XII столетий.
Доломбардские, по терминологии Ривойры, особенно лангобардские постройки этого
рода (лангобарды, владычество которых в Италии длилось с 568 до 774 гг., в
действительности не имели на них никакого влияния), расчленены лизенами (плоскими
выступами) и украшены глухими арками и карнизом, состоящим из ряда небольших,
часто подпертых кронштейнами, висячих арок. Орнаментальные мотивы этого рода,
которые мы уже встречали в христианской архитектуре, заимствованы здесь, несомненно,
от более древних равеннских церквей. Из трех нефов средний имеет еще деревянное
покрытие, тогда как боковые иногда перекрыты крестовыми сводами. В качестве
переходной ступени к позднейшим наружным колоннадам, наверху, между глухими
арками, на стене абсиды нередко появляется ряд простых, вверху полукруглых
ниш.
В каролингское и оттоновское время приходская церковь в Арлиано близ Лукки и
древняя часть церкви св. Петра в Тосканелле, VIII или IX столетия, показывают, как
формировался этот стиль в Средней Италии.
На Севере первое место занимают церковь Сан-Сальваторе в Бреше и древние
части церкви св. Амвросия в Милане. Самые ранние примеры колоколен, которые в эту
эпоху, как и на Востоке, еще связаны с корпусом церкви, — колокольни собора в Иврее
(972-1010) и церкви во имя Богоматери в Сузе (1021). В иврейском соборе, кроме того,
имеется уже низкий, перекрытый коробовым сводом обход вокруг хора; в церкви св.
Аббондия близ Комо (1013) находятся древнейшие, по показанию Ривойры, настоящие
импостные капители с закругленными внизу углами, а в боковых нефах церкви св.
Флавиана в Монтефьясконе — первые крестовые своды с выпуклыми ребрами.
Церквей центрального типа в Италии, которые относились бы к этому времени,
почти совсем не встречается. Церковь св. Сатира в Милане (879), имеющая квадратный
план с полукруглыми нишами на каждой стороне, как в древнеармянских церквах, с
коробовыми сводами над ветвями трансепта, с крестовыми сводами по углам и куполом
над центральным пространством, составляет исключение. Сюда же может быть отнесен
удивительный по устройству баптистерий собора города Бьеллы (около 975 г.), с абсидой
в каждой из четырех сторон. Однако огромное большинство итальянских церквей всей
этой эпохи принадлежали к разряду трехнефных базилик с плоским покрытием. Даже в
Венеции церковь св. Марка в IX и X столетиях относилась к этому разряду и лишь в
последующий период получила свой нынешний вид византийского пятикупольного храма.
Характерно для итальянских базилик той поры, что алтарная сторона, как в восточных
церквах, имеет три абсиды, соответственно числу нефов: это появляется впервые в церкви
Санта-Мария ин Козмедин (772-795), затем в церкви Санта-Мария ин Доминика (817-824)
в Риме, в принадлежащей концу VIII столетия базиличной крипте под Круглой церковью
(La Rotonda) города Бреша, которую Каттанео справедливо относил лишь к XI столетию,
и, наконец, в возникшей в IX столетии части церкви св. Амвросия в Милане. Равным
образом итальянские капители колонн этого времени, которые лишь в редких случаях
брались из древнеримских зданий, представляют собой примеси и искажения,
преобразования и новообразования на основе традиционных греко-римских и
византийских форм; крайне редко замечаются намеки на германскую орнаментику.
Капители колонн — испорченные варианты коринфского ордена и римского композита.
Интересно сравнить капитель VIII в. церкви Санта-Мария ин Козмедин в Риме с
капителью IX в. церкви св. Сатира в Милане или капитель начала VIII в. церкви св.
Георгия (S. Giorgio di Valpolicella) близ Вероны с более поздней, хотя также VIII в.,
капителью, хранящейся в музее Перуджи. Варварский стиль последних двух капителей
имеет, бесспорно, германско-лангобардский оттенок.
1 – Византийское искусство в Италии.3 — Орнаментальное искусство.4 – Архитектура Испании