Развитие живописи в Дрездене и Берлине в XVIII веке

Художники Дрездена и Берлина в 18 веукуе

Немецкое искусство XVIII века
Немецкая живопись XVIII века

Живопись Саксонии и Пруссии развивалась в XVIII веке достаточно самостоятельно. Одними из наиболее успешных отраслей в Дрездене были церковная и архитектурная живопись, тогда как в Берлине наиболее известны мастера жанровых картин.

Живописцы Дрездена

Большее влияние на современную и последующую живопись оказал Антон Рафаэль Менгс (1728-1779), сын родившегося в Копенгагене миниатюриста Измаила Менгса (1690-1764), дрезденского придворного живописца с 1714 г. Им обоим посвятил статью автор этой книги. Антон Рафаэль Менгс, привезенный отцом тринадцатилетним мальчиком в Рим, уже в 1745 г. стал придворным живописцем, в 1751 г. старшим придворным живописцем в Дрездене, а через 10 лет, проведенных по преимуществу в Риме, первым живописцем испанского короля в Мадриде. Рафаэль и особенно Корреджио, его кумир, были его первыми образцами. Он стремился эклектически слить преимущества всех старых мастеров в одно новое целое, пробуя обосновать это и в теории своими сочинениями. Подружившись в Риме с Винкельманом, он вполне естественно перешел и к подражанию антику. Плодом всех его стремлений было большое техническое умение и сознательный поворот от живописного стиля барокко и рококо, за что современники прославили его как смелого новатора. Как рано он умел сочетать острую наблюдательность с техническим мастерством, показывают его двенадцать пастельных портретов и «Амур, точащий стрелу» дрезденской галереи, написанные на семнадцатом и на двадцать третьем году жизни. Как церковный и светский исторический живописец он произвел в Риме в 1757 г. поворот к классицизму своей потолочной фреской в церкви Сант Эвзебио, вместо типичного для барокко «вида снизу» снова рассчитанной на зрителя, глядящего со стороны входа, и своим «Парнасом» на одном из потолков виллы Альбани, просто перенесенной на потолок мольбертной картиной с античными формами (1761). Плафоны в мадридском дворце (1761-1775), например «Апофеоз Геркулеса» в салоне короля, «Апофеоз Траяна» в столовой и стенные фрески со «Временами года» в салоне вдовствующей королевы, не могут, правда, равняться с фресками Тьеполо, но, в конце концов, отвечают всем требованиям, которые можно предъявить к знанию, техническому умению и сильной художественной воле. Из станковых картин Менгса большинство находится в Мадриде, Петербурге и Вене. Уже «Вознесение Христово» в католической придворной церкви в Дрездене обвеяно тем холодом, которым отмечены вообще его картины, несмотря на все их достоинства опытной композиции.

"Амур, точащий стрелу". Пастель Антона Рафаэля Менгса в Королевской картинной галерее в Дрездене

«Амур, точащий стрелу». Пастель Антона Рафаэля Менгса в Королевской картинной галерее в Дрездене

Напротив, одним из самых свежих дрезденских мастеров этой эпохи был Антон Граф из Винтертура в кантоне Цюриха (1736 до 1813), живший с 1766 г. в Дрездене, откуда он предпринимал многочисленные художественные путешествия в другие северно-немецкие города. О нем писали Мутер и Фогель. Красочная портретная живопись Графа, увековечившая многих современных знаменитостей, стояла вдали от классицизма, перешла к здоровому непосредственному наблюдению и передача натуры и сознательнее пошла за живописными традициями доброго старого времени, так скоро забытыми именно в Германии. Большая часть его портретов находится в собрании Лейпцигского университета, в Дрезденской галерее и рассеяна по саксонским частным коллекциям. Нежнее и чувствительнее, более сыном XVIII века, в духе французов и англичан, был Христиан Леберехт Фогель (1759-1816), большинство портретов которого сохранилось в саксонских частных собраниях. Он более живописно смешивал и распределял краски, чем большинство его немецких современников, что показывает известный двойной портрет его маленьких сыновей, играющих сидя на полу (в Дрезденской галерее).

Берлинские художники

В Берлине, наконец, живопись в XVIII столетии не сделала на первых порах таких самостоятельных и крупных шагов, как архитектура и скульптура при Шлютере. К основателям академии художеств, учрежденной в 1694 г. Фридрихом I. принадлежал вылощенный, академический живописец, голландец по происхождению, Авгюстен Тервестен Старший (1649-1711). Более молодые живописцы, руководившие берлинской академией в течение большей части XVIII столетия, каковы Антуан Пен, приглашенный сюда в 1723 г., Шарль Амеде Филипп Ванлоо (р. в 1719, ум. после 1790 г.). ставший в 1751 г. придворным живописцем Фридриха Великого, и Блез Никола Лесюёр (1716-1782), преемник Пена в должности директора академии, были французами чистейшей воды. Некоторые из наиболее значительных прусских живописцев XVIII века, например блестящий гравер портретов и поэтический офортист Георг Фридрих Шмидт (1717-1775), переселившийся в Париж в звании придворного гравера Фридриха Великого, и родившийся в Пренцлау, работавший в Неаполе в качестве придворного живописца, умерший во Флоренции, несколько мелочно и гладко писавший, хотя и восхищавший Гёте, живописец видов Иоганн Фридрих Гакерт (1737-1807), изменили своей родине. Первый немецкий директор берлинской академии, Христиан Бернгард Роде (1725-1797), выполнивший ряд колоритных, легко набросанных фресок в берлинском и потсдамском дворцах, например в Елизаветинском зале берлинского дворца, а также ряд алтарных образов для берлинских церквей, был еще художником рококо парижской выучки.

Даниэль Ходовецкий

Даниэль Ходовецкий - Большой ломберный стол - Эрмитаж

Даниэль Ходовецкий — Большой ломберный стол — Эрмитаж

Даниэль Ходовецкий — Большой ломберный стол — Эрмитаж

Первым самобытным и национальным по чувству немецким художником нового времени был уроженец Данцига Даниэль Ходовецкий (1726-1809), с 1797 г. директор Берлинской академии; лучшая монография о нем написана Эттингером. Довольно редкие картины Ходовецкого все же не поднимаются над хорошим средним уровнем. Но зато его офорты, собранные Энгельманом, принадлежат к числу лучших и оригинальнейших графических работ того времени. Это — книжные иллюстрации, альманахи и отдельные листы. Классической моде Ходовецкий следовал на известном отдалении, там, где этого требовал сюжет. В жанровых картинах из мещанского быта, составляющих его силу, писанных не без некоторой манерности, со слишком маленькими головами, он следовал природе и жизни, наблюдая их остро и правдиво, и духу своего времени, действительно гениально запечатленному в его работах, и собственному чувству, которое было простым, сердечным немецким народным чувством. К самым известным картинам ранней поры принадлежат «Крестьяне» и «Нищие мальчики», «Встреча в весеннее утро», «Вахт-парад в Потсдаме», «Детская», «Семейная группа» (1771) и оба «Ломберных стола» (см. иллюстрацию). К наиболее характерным книжным иллюстрациям Ходовецкого следует причислить гравюры к «Минне фон Барнгельм» Лессинга, к наиболее знаменитым сериям двенадцать бранденбургских военных сцен (1787), двенадцать событий из современной истории (1792- 1793), «Жизнь блудницы» в духе Хогарта (1771), «Жизнь распутника» (1771), «Женихи», «Пляски смерти» и «Естественные и аффектированные поступки», в которых проповедуются отвращение к чрезмерной культуре и возвращение к естественности в художественно изображенных поступках. Сюда же следует присоединить превосходные серии оригинальных рисунков, например «Путешествие в Данциг», в берлинской академии. Ходовецкий является, действительно, самым значительным немецким художником своего времени. Полного внимания заслуживает то обстоятельство, что подъем немецкого искусства на высоту самостоятельного творчества совершился вторично в области графических искусств, как и в XV веке.

1 — Общий обзор немецкой живописи 18 века2 — Австрийская живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий