Турская школа каллиграфии при Алкуине. История искусства.

На территории Франции книжная каллиграфия и миниатюра каролингов развивалась при Алкуине, самой известной рукописью стала Библия Алкуина.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись

На территории современной Франции прежде всего развилась, под
непосредственным руководством Алкуина, турская школа, насквозь пропитанная
традициями классической древности. К числу ее главных произведений принадлежат
Библия Алкуина в Британском музее в Лондоне, затем — Евангелие Парижской
Национальной библиотеки, написанное по повелению императора Лотаря около 840 г. в
монастыре св. Мартина в Туре (не в Меце) аббатом этого монастыря Сигиславом. На
заглавном листе изображен император, в голубом камзоле с рукавами и античном
пурпурном плаще, сидящий на золотом троне, высокая спинка которого завешена тканью;
из-за трона выглядывают два воина. Крупные, энергичные черты Лотаря могли бы
производить впечатление портретного сходства, если бы в обоих воинах не повторялся
совершенно тот же тип лица. Повороты тела и головы понятны еще хорошо, но руки
нарисованы плохо. Моделировка голов темно-красными и кирпичными тенями еще
живописна. Контуры не слишком сильны. По целому листу занимают также изображения
бородатого Христа во славе и евангелистов. На таблицах канонов колонны, подражающие
коринфским, соединены полуциркульными арками, которые украшены растениями и
птицами. Турской школе принадлежит также изданная графом Бастаром и хранящаяся в
том же собрании великолепная Библия Карла Лысого, написанная около 850 г.; ее считают
настоящим шедевром школы. В инициалах текста, основной красочный аккорд которых
образуют пурпурно-фиолетовая и зеленая (оттенка морской воды) краски и золото,
античный лиственный орнамент, северная плетенка и головы животных встречаются в
самых прихотливых сочетаниях. В таблицах канонов полуциркульные арки чередуются со
стрельчатыми; в двух-трех случаях базы колонн заменены, как в древнемесопотамском
искусстве, лежащими быками. На посвятительном листе изображен Карл Лысый, сидящий
на троне и окруженный братией монастыря св. Мартина, аббат которого подносит
императору драгоценную книгу. Христос во славе, на одном из следующих листов снова
бородатый. Миниатюры на сюжеты из Ветхого Завета и из Деяний св. апостолов
исполнены в позднеантичном стиле. Бог Отец в сцене сотворения человека — юный,
безбородый. Грехопадение с его последствиями изображено с большой подробностью. В
передаче нагого тела, при всех ошибках рисунка и отсутствии мускулатуры, еще вполне
ясно обнаруживается влияние эллинистического языка форм. Даже деревья на заднем
плане, их стволы и кроны, нарисованы еще без средневековой тенденции к
стилизации.

Рис. 57. Сотворение мира и Грехопадение.

Рис. 57. Сотворение мира и Грехопадение.

Рис. 57. Сотворение мира и Грехопадение.

Каролингские Евангелия (дворцовая школа каллиграфии).

Сюда примыкают затем, по духу еще более близкие к антику, три великолепных
каролингских Евангелия — Венского кабинета драгоценностей, ризницы Ахенского собора
и Брюссельской Королевской библиотеки, считавшиеся до сей поры главными
произведениями дворцовой школы, по мнению же Сварценского — составляющие особую,
классическую ветвь реймсской школы. В венском Евангелии коринфские колонны на
таблицах канонов почти совсем античные. В фигурах евангелистов, сидящих перед
стенами, сквозь отверстия которых рисуется пейзаж, видна еще чисто классическая
величественность поз, черт лица и драпировок. Моделированы эти фигуры очень мягко,
кистью; лишь изредка, да и то только внутри фигур, встречается контурный рисунок. В
той же живописной манере выполнены миниатюры ахенского Евангелия. Даже
ионические капители и аттические базы гладких разноцветных колонн на таблицах
канонов имеют совершенно правильные формы; четыре евангелиста, изображенные
вместе на титульном листе, на фоне пейзажа, трактованы довольно мягко и живописно.
Такой же характер имеет и брюссельское Евангелие. Близок к нему по стилю так
называемый «Золотой кодекс» (Codex aureus) из Клеве, в Берлинской Королевской
библиотеке.

Рис. 58. Четыре евангелиста.

Рис. 58. Четыре евангелиста.

Рис. 58. Четыре евангелиста.
1 — Церковные фрески2 – Рукописи: группа Ады.5 — Реймсская и мецская каллиграфия.6 — Рукописи Санкт-Галленского монастыря.7 — Оттоновские рукописи.8 — Рукописи при Генрихе II

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий