Тосканская скульптура 11-13 веков. Скульптурные композиции церквей и соборов.

Тосканская скульптуры были, как и в других регионах того периода, христианскими. Скульптурными композициями украшали интерьеры и фасады церквей и соборов (Пизанский собор).

Искусство Италии.
Искусство Тосканы

Тосканская скульптура поднимается на значительную высоту в последующее
время, в занимающую же нас эпоху появляются только ее зачатки, над изучением которых
трудился Шмарсов. О том, чтобы в этих зачатках было что-либо не зависимое от
античного и византийского искусства, не может быть речи. Рельеф с изображением
Богоматери в церкви Санта-Мария форис Портам оказался рабской копией одного
византийского рельефа на слоновой кости. Купель в церкви Сан-Фредиано в Лукке —
воспроизведение в увеличенном виде одного древнехристианского ящика из слоновой
кости. И в прочих пластических фигурных изображениях на тосканских церковных
фасадах, кафедрах и купелях видно повсюду стремление держаться старой,
преимущественно византийской традиции, и только в редких случаях тосканской
скульптуре уже в то время удавалось оживлять эту окоченелую традицию дыханием
новой жизни.

Скульпторы: Груамон, Даодат, Гвидо Бигарелли

Как на примеры плохого понимания форм при верности вообще византийскому
направлению можно указать на произведения мастера Груамона и его брата Даодата, в
Пистое, — «Тайная Вечеря» над северными дверями церкви Сан-Джованни-фуорчивитас
(1162 г.) и «Поклонение Волхвов» на боковом портале церкви Сант-Андреа. Между 1200 и
1250 гг. Гвидо Бигарелли из Комо, работавший, как мы видели, в 1246 г. в Пизанском
баптистерии, вел тосканскую скульптуру по пути сознательного подражания антикам и в
этом расходился с художественными стремлениями своей родины. С 1204 по 1233 гг. он
трудился, с перерывами, над своим главным произведением фасадом собора св. Мартина в
Лукке. В колоннах этого фасада, обвитых фигурами животных, чувствуется, правда,
влияние верхнеитальянского романства, но изображение Христа, сидящего на престоле, на
фронтоне портала, сколь нельзя более выказывает тяготение Бигарелли к античному
искусству. Он работал в 1199 г. в Пистое, в местном соборе, а после 1250 г. — над кафедрой
церкви Сан-Бартоломео в Пантано. В продолжение полувека стиль его произведений
оставался одним и тем же. Изящный, но безжизненный, этот стиль старался приблизиться
к древним образцам в исполнении даже голов. Среди скульпторов, продолжавших после
Бигарелли трудиться над фасадом Луккского собора, мастер, изваявший в 1233 г.
изображения месяцев и сцены из жития св. Мартина по обеим сторонам среднего портала
(1233), превосходил этого художника в отношении внутренней оживленности фигур.
Вероятно, тем же мастером исполнено здесь огромное (больше, чем в натуру)
изображение св. Мартина верхом на коне, с нищим, являющееся важным шагом вперед в
развитии средневековой пластики.

Скульптурные элементы Пизанского собора.

Независимо от Бигарелли тосканская скульптура рассматриваемой эпохи шла по
тому же пути, что и он. Превосходные каменные рельефы на архитраве и косяках
восточных дверей Пизанского баптистерия принадлежат еще XII столетию. Сюжеты
скомпонованы ясно, расположены симметрично, с большим вкусом (например, рельеф,
изображающий Крещение Господне); особенно фигуры Христа, в композиции «Сошествие
во ад», и апостолов отличаются правильностью пропорций, спокойствием телодвижений и
умелостью расположения складок. Все это заимствовано от более ранних рельефов,
резанных на слоновой кости. В высшей степени любопытный образец тосканских
бронзовых изделий этой эпохи представляют собой южные двери Пизанского собора,
рисунком и отливкой напоминающие бронзовые двери Монреальского собора, —
произведение пизанца Бонанна. 24 рельефа, изображающие сцены из земной жизни
Спасителя, вовсе не так грубы, как их обычно считают. Фигуры в них стройны,
группированы ясно; ограниченность числа действующих лиц не затемняет смысла
сюжетов; византийская вылощенность и холодность начинают в этих рельефах уступать
место искреннему выражению чувства.

Рис. 83.Рельеф карниза над восточной дверью Пизанского баптистерия.

Рис. 83.Рельеф карниза над восточной дверью Пизанского баптистерия.

Рис. 83.Рельеф карниза над восточной дверью Пизанского баптистерия.

Сюжеты скульптурных композиций в архитектуре тосканских
церквей.

Внутри тосканских церквей важную роль играли в то время украшенные
скульптурой кафедры, подножиями которых обычно служили львы или другие символы
побежденного зла. Рельефы кафедры в небольшой церкви Сан-Леонардо ин Арчетри
(раньше в Сан-Пьетро Скераджо) во Флоренции, исполненные около 1200 г., изображают
события из жизни Христа в крайне неуклюжих, но не вполне безжизненных формах.
Более зрелы рельефы, украшающие кафедру собора в Вольтерре, со сценами из Ветхого и
Нового Заветов; они ясно свидетельствуют о том, что тосканские мастера старались
подходить в формах, движениях и одеждах сколь возможно ближе к античному искусству.
Таким образом, здесь уже до некоторой степени проявлялось стремление, руководившее
потом деятельностью великого Никколо Пизано.

Рис. 84. Кафедра собора в Вольтерре.

Рис. 84. Кафедра собора в Вольтерре.

Рис. 84. Кафедра собора в Вольтерре.
1 — Тосканская архитектура (Флоренция и Пиза).3 — Тосканская живопись 13 века.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий