Книжная миниатюра и орнаменты при Оттоне Великом. История искусства Карла Вёрмана.

При оттонах каллиграфия и искусство книжных иллюстраций развивалось как продолжение каролингских рукописей.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись

Переходное время от каролингской к оттоновской эпохе, особенности
орнаментики которой Сварценский проследил главным образом для рейхенауской школы,
вообще бедно в художественном отношении. Лишь после того как Оттон Великий (962)
восстановил «Священную Римскую империю германской нации», пробудилась к жизни в
новом блеске, вместе со всеми художествами также и немецкая живопись миниатюр.
Семена художественности, посеянные при Оттоне I, принесли при Оттоне II, Оттоне III,
Генрихе II и их ближайших преемниках обильные плоды, погибшие только к середине XI
столетия.

Книжная живопись этой эпохи представляет собой во многих отношениях
дальнейшее развитие принципов каролингского искусства, с которым ее роднит
традиционность направления; но вместе с тем в ней выказывается немало нового,
сообщающего оттоновскому искусству своеобразный характер, отличающий его от
каролингского искусства. Ленточное и ременное плетение все чаще и чаще переходит в
растительный орнамент, наряду с которым по-прежнему иногда встречается меандр.
Задние фоны фигурных изображений представляют, в подражание тканым материалам,
роскошные цветные ковровые узоры или, как в византийских миниатюрах и мозаиках,
становятся блестящими золотыми поверхностями. Глубокие густые тона красок делаются
светлее и чище. Фигуры получают бульшую стройность и изящество, драпировки —
большую простоту и спокойствие. Контурный рисунок по-прежнему преобладает только в
некоторых школах и направлениях, тогда как в других употребляется живописно
стушеванная моделировка. Иногда даже кажется, будто «оттоновский ренессанс»,
игнорируя каролингскую эпоху, приковывается прямо к древнехристианским
образцам.

Переходную ступень между каролингской группой Ады и оттоновской живописью
занимают такие манускрипты, как, например, изданный Эхельгейзером петерсгаузенский
Сакраментарий Гейдельбергской университетской библиотеки, или сходное с ним по
стилю и принадлежащее тому же времени, что и он, Евангелие архиепископа Кёльнского
Геро (969-976), в Дармштадтской великогерцогской библиотеке.

Кодекс Эгберта и другие рукописи оттоновского времени

Из рукописей цветущей оттоновской эпохи заслуживают внимания главным
образом пять великолепных манускриптов, принадлежащих к различным направлениям,
при помощи которых можно понять и дальнейшее развитие миниатюрной живописи.
Впереди них мы ставим изданный Краусом знаменитый Кодекс Эгберта — Евангелие,
написанное для архиепископа Трирского Эгберта (977-993) в Рейхенауском монастыре
монахами Керальдом и Герибертом и хранящееся в Трирской библиотеке.
Посвятительные листы — на втором из них изображен архиепископ, сидящий и
принимающий из рук названных двух монахов драгоценную книгу, — имеют густой
пурпурный фон, окруженный широкими полями, которые украшены причудливыми
животными орнаментами, раскрашенными более темной пурпурной и золотой красками.
Все это вместе производит превосходный общий эффект. Фон на четырех листах с
изображениями евангелистов заполнен пурпурными ковровыми узорами. Седые
белобородые евангелисты с крупными чертами лица сидят в торжественных позах перед
своими аналоями. В тексте встречаются великолепные инициалы, в которых ременная
плетенка перешла в сплетение растительных стеблей с трилистниками,
четырехлистниками и стреловидными листьями.

Пятьдесят одна миниатюра на сюжеты из Нового Завета окружена простыми
бордюрами, причем нередко на одном и том же листе и в одном и том же обрамлении
представлено несколько отдельных сцен. Фон этих миниатюр еще не золотой; синее небо,
книзу более светлое, обычно сходится с коричневой полосой земли, что в других случаях
передано условно тремя полосами фона. Пейзажные и архитектурные элементы
ограничиваются почти исключительно отдельными зданиями и стилизованными
деревьями, расположенными без связи и перспективы. Волны не схематизируются.
Сюжеты скомпонованы просто, спокойно и понятно; фигуры довольно пропорциональны
и жизненны, несмотря на то что в них не выказывается понимание форм. Спаситель на
всех миниатюрах — юный и безбородый; в композиции «Распятие», Он представлен еще не
испустившим духа, с открытыми глазами, одетым в длинную тунику с рукавами; ноги Его,
как в изображениях всей этой эпохи, пригвождены к кресту каждая порознь. В отдельных
фигурах живопись преобладает над рисунком; тона красок светлы и гармоничны.

Рис. 61. Св. евангелист Иоанн.

Рис. 61. Св. евангелист Иоанн.

Рис. 61. Св. евангелист Иоанн.

Рис. 62. Распятие.

Рис. 62. Распятие.

Рис. 62. Распятие.

Евангелие Оттона II.

Несколько другой характер имеет Евангелие Оттона II, в Парижской Национальной
библиотеке. В его орнаментации значительную роль играют меандр и аканфовые завитки.
На обороте первого листа изображен, среди золотого фона, сидящий на престоле и
окруженный мандорлой безбородый Спаситель со строгим ликом; золотой фон,
встречающийся во всей рукописи, выражает собой блеск небесной славы. св. Матфей
изображен старцем с седой бородой, позади пурпурной завесы, на зеленом фоне; св. Марк
— седым и лысым, на желтом фоне, в красном портике; св. Лука — также стариком, на
зеленом фоне, перед фиолетовой завесой. Только св. Иоанн, сидящий на голубом фоне
перед зеленой завесой, представлен юным, с лицом, обрамленным темными кудрями,
тогда как, например, в каролингском Евангелии Франца II, в той же библиотеке, он один
изображен в виде старца. Фигуры Евангелия Оттона II несколько длинны по отношению к
головам, но нарисованы недурно; моделированы они в живописной манере, тенями и
бликами; их внешние контуры не слишком черны.

Эхтернахское Евангелие.

К числу великолепнейших произведений рассматриваемой нами эпохи
принадлежит написанное золотыми буквами эхтернахское Евангелие, хранящееся в
Готском музее (Codex aureus Epternacensis). Надпись на его крышке указывает на время
правления императрицы Феофану (983-991), вдовы Оттона II. Заглавные листы сплошь
покрыты узорами, срисованными, очевидно, с материй. Большой интерес представляют
многочисленные миниатюры, из которых те, которые иллюстрируют Евангелие от
Матфея, изображают юность Спасителя; миниатюры при Евангелии от Марка
представляют чудеса, при Евангелии от Луки — притчи, при Евангелии от Иоанна —
Страсти Господни. В больших, но очень жизненных фигурах на таблицах канонов
отражается традиция каролингских Евангелий; но уже изображение юного Спасителя в
композиции «Небесная слава» свидетельствует, что основной характер этой рукописи —
западный.

Евангелие Аахенского собора времён Оттона III.

Великолепное Евангелие ризницы Ахенского собора, изготовленное Лиутгардом
(изданное Бейсселем), по нашему мнению, относится отнюдь не ко времени Оттона I, хотя
и посвящено «императору Оттону». Изображение сидящего на престоле, в «небесной
славе» юного императора более всего подходит Оттону III. Сравнивая стойные,
прихотливо расчлененные колонны таблиц канонов и обрамления миниатюр с
аналогичными элементами каролингского Евангелия той же ризницы, мы как бы
переходим от первого и второго стиля помпейской архитектурной живописи к третьему и
четвертому. Евангелисты, равно как и библейские сцены, изображены уже на золотом
фоне. Волны в изображении морской бури нарисованы схематично, в виде волнистых
спиралей. Темные контурные линии имеются только внутри фигур; «контур лишь
разделяет, но не очерчивает», как метко заметил Фёге. Техника вообще малопластична,
хотя краски положены мягко и живописно.

1 — Церковные фрески2 – Рукописи: группа Ады.4 — Турская школа калиграфии5 — Реймсская и мецская каллиграфия.6 — Рукописи Санкт-Галленского монастыря.8 — Рукописи при Генрихе II

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий