Миниатюрная живописях в рукописях каролингов. Каллиграфия при Карле Великом.

В каролингских рукопися не были распространены иллюстрации, он была развита каллиграфия и орнаментация. Самой известной группой рукописей Карла Великого стала т.н. группа Ады – сборники христианских текстов.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись

Более ясное представление мы можем составить себе о миниатюрной живописи в
рукописях рассматриваемой эпохи. Она была монастырским искусством в буквальном
смысле слова, но еще более, быть может, искусством дилетантским, хотя нередко ученые
переписчики-монахи были и живописцами со специальной подготовкой или пользовались
помощью таких живописцев.

Орнаменты франкских рукописей.

Франкские рукописи меровингского времени не украшались миниатюрами, но
инициалы в тексте уже были роскошно и искусно орнаментированы; часто, как в
греческих рукописях той же поры, инициалы составлены из грациозно изогнутых рыб,
птиц и других животных, иногда даже из частей человеческого тела. Наряду с животными
мотивами в орнаментации инициалов видную роль играл древний геометрический
орнамент, а также ременная и ленточная плетенка местного или ирландско-англосакского
стиля, причем коричневый контурный рисунок обычно лишь местами иллюминирован
суриком, коричневой или зеленой краской.

Некоторые рукописи этого рода уже предваряют каролингское искусство. Таковы
написанный в конце VIII столетия «Служебник» Парижской Национальной библиотеки
(«Missale Gellonense»). Буква D образована из изображения рыбы, N — из трех рыб,
кусающих одна другую за хвост. Другие инициалы состоят из аистов со змеями в клюве,
павлинов, петухов, уток. Встречаются также изображения евангелистов во весь рост:
Луке, Марку и Иоанну даны головы символизирующих их животных, и их фигуры
напоминают древнеегипетские божества; провинциальный живописец отваживается даже
на грубое контурное изображение Распятого среди ангелов и Пресвятой Девы во
франкской женской одежде.

От «Служебника» Геллонского аббатства отличаются стилем изящные рукописи,
изготовленные для Карла Великого и его преемников, хотя они представляются вообще не
столько памятниками придворного, сколько монастырского искусства. Вполне
своеобразная орнаментации их инициалов подробно исследована Лампрехтом. Инициалы,
образованные животными формами, употребляются все реже и реже; головы животных
помещаются преимущественно в окончаниях; ленточная плетенка сначала становится еще
роскошнее, деликатнее и красочнее, но потом лиственный орнамент, подражающий
аканфу, постепенно вытесняет в окончаниях как плетенку, так и головы животных.
Нередко внутри больших букв животные и человеческие фигуры соединяются в
самостоятельные, удачно сочиненные группы и сцены. В миниатюрах одиночные
изображения святых, при Карле Великом еще безусловно преобладающие в рукописях,
уступают место все более и более разнообразным и сложным композициям на библейские
сюжеты, и хотя формы тела и одежды с их складками трактованы ошибочно — члены или
непомерно велики, или непомерно малы, движения угловаты и ненатуральны, — однако
лучшие из миниатюр этого рода в пропорциях и формах, в технике и красках еще
отзываются традицией древнехристианского и вместе с тем античного искусства.

Сюжеты каролингской книжной миниатюры.

Происхождение отдельных мотивов миниатюрной живописи рассматриваемой
нами эпохи трудно установить. Для всего тогдашнего мира, как восточного, так и
западного, был общим очень значительный запас христианских сюжетов. Какого стиля и
происхождения были оригиналы, легшие в основу дошедших до нас памятников,
определить с достоверностью невозможно. Во всяком случае, этими оригиналами
пользовались самым различным образом, от рабского копирования до свободной
переработки. Если большинство прототипов и сложилось на греко-христианском Востоке,
то все-таки каждый художественный центр Западной Европы в каролингско-оттоновскую
эпоху имел свою долю участия в переработке и дальнейшем развитии (часто почти
неприметном) традиционных композиций. Как ни много можно указать сирийских,
византийских, римских, наконец, ирландско-англосакских черт в каролингско-
оттоновской миниатюрной живописи, ее общий характер надо признать
самобытным.

При всем том общие черты каролингской миниатюры у различных художников и в
различных школах, границы которых не могут быть с точностью определены, сложились
весьма различно. Большую услугу науке оказали Делиль, Яничек и Лейтшу, потому что
сопоставили родственные между собой иллюстрированные рукописи, происхождение
которых известно с достоверностью, и распределили эти памятники старины на группы по
числу главных художественных центров. Не менее важны исследования Фёге, фон
Шлоссера, Газелоффа, Сварценского и других, которые пошли дальше и, не довольствуясь
классификацией всех иллюстрированных рукописей по местным группам, старались
сгруппировать их стилям и месту, занимаемому ими в художественно-историческом
развитии. Правда, почти каждый шаг в этой области встречает возражения, и если
прочесть, например, скептические признания, которыми Тикканен в 1900 г. закончил свое
исследование об утрехтской Псалтыри, то может показаться преждевременным включать
вопросы этого рода в общую историю искусства, но совершенно обойти их молчанием
невозможно.

Калиграфская школа Карла Великого в Ахене.

Понятие о «дворцовой школе» (Schola Palatina), под которой понимали, в
противоположность монастырским школам Германской империи, школу каллиграфов и
живописцев Карла Великого в Ахене, начинает исчезать при свете новейших
исследований. Сварценский в главных иллюстрированных рукописях, приписанных этой
школе, каковы, например, три великолепных Евангелия — в Вене, Брюсселе и Ахене,
относимые им ко времени Людовика Благочестивого, видит особую ветвь реймсской
школы IX столетия. Но зато важную группу каролингских иллюстрированных рукописей,
обычно называемую по рукописи Ады, в Трирской городской библиотеке, группой Ады,
Сварценский считал возможным приурочить к дворцовой школе и отнести к эпохе самого
Карла Великого. Наряду с реймсской школой, вторая каролингская ветвь которой
признается всеми исследователями, на западнофранкской почве следует отметить в
особенности школы Тура, Корби и Меца; в немецкой же части франкского государства
один Санкт-Галлен занимает в эту эпоху вполне определенное положение (его искусство
исследовано Раном), тогда как о значении Трира, который Браун и Фёге считали одним из
средоточий каролингской миниатюрной живописи, и Фульды, на которую обратили
внимание Клемен и Шлоссер, еще ведется спор. В оттоновское время и в области книжной
живописи на передний план выступает Рейхенау; искусство Трира, Эхтернаха и
Регенсбурга, быть может также и Фульды, Кёльна и Хильдесхейма, должно быть
обозреваемо в связи с рейхенауским искусством.

Группа Ады.

Рассмотрение каролингских рукописей удобнее всего начать с группы Ады, родину
которой можно искать в Ахене или Трире. В противоположность строго традиционному
направлению дворцовой и турской школ, миниатюры которых, моделированные по
правилам живописной техники и более самостоятельные по отношению к тексту, служат
образцами картинного стиля книжной живописи, иллюстрации группы Ады, имеющие
целью главным образом украшение книги, примыкают скорее к книжному стилю. Самый
древний памятник этого стиля — Евангелие Годескалька, в Парижской Национальной
библиотеке; оно написано неким Годескальком в 781-783 гг. по повелению Карла
Великого и его супруги золотыми буквами по пурпурному фону. В украшении полей и
инициалов этой рукописи преобладает ленточный орнамент и плетенка, к которым,
однако, присоединяются античные растительные завитки, листья и розетки; встречаются
даже, как на бордюрах, так и среди орнаментации заглавных букв, чисто античные
меандры и волнообразная линия. Первые четыре миниатюры величиной с лист
изображают четырех евангелистов с гладкими золотыми нимбами вокруг головы; их
плотные фигуры резко очерчены, как снаружи, так и внутри, черными контурами. Затем
следует юный Спаситель, сидящий на престоле в торжественной позе, с благородными,
хотя и несколько схематизированными чертами лица, обрамленного длинными
белокурыми кудрями. На следующем листе представлен Источник жизни в виде круглого
храма, увенчанного крестом и окруженного птицами, и приближающийся к нему олень.
Стриговский доказал, что прототип этого храма имеется в сирийском Евангелии
Эчмиадзинского монастыря, и установил влияние на каролингское искусство более
древнего восточного искусства. Второе главное произведение этой школы — рукопись
Ады, давшая название всей группе и хранящаяся в Трирской городской библиотеке.
Аббатиса Ада, по заказу которой написан этот манускрипт золотыми буквами (около 800
г.), была, как гласит легенда, сестрой Карла Великого. Издание рукописи Ады, сделанное
в 1889 г. под руководством Лампрехта и Яничека, значительно способствовало
углублению немецких ученых в изучение каролингского искусства. Евангелисты
рукописи Годескалька бородатые; здесь они — юные, безбородые, но с энергичными
чертами лица, высоко вздернутыми бровями и живыми телодвижениями. Колонны
«канонов» увенчаны большими чашевидными капителями с вполне атрофированными
листьями аканфа. В орнаментации заглавных букв и полей еще преобладает плетенка.
Третий главный манускрипт рассматриваемой группы — написанное золотыми буквами
Евангелие Парижской Национальной библиотеки, принесенное Людовиком
Благочестивым в дар аббатству Сен-Медар в Суассоне в 826 г. Бордюры украшены —
попеременно по синему, фиолетовому и золотому фонам — всеми орнаментальными
мотивами той эпохи. Небольшие картинки на библейские сюжеты играют роль виньеток.
Четыре из шести больших миниатюр величиной с лист изображают опять евангелистов.
Крылатый ангел над евангелистом Матфеем отличается благородством своих форм.
Контуры везде очень резки. Из двух последних больших миниатюр одна изображает
здание с колоннами, символизирующее собой Церковь, другая — Источник жизни, к
которому направляются жаждущие твари.

В библиотеках Вюрцбургского и Эрлангенского университетов хранятся
Евангелия, также группы Ады, которые, ввиду характерности их рисунка и сильной
экспрессивности, Сварценский причислял к замечательнейшим памятникам каролингской
эпохи. Группа Ады вообще имела важное влияние на дальнейшее развитие живописи в
Германии.

Рис. 55. Св. евангелист Марк.

Рис. 55. Св. евангелист Марк.

 Рис. 56. Св. евангелист Матфей.

Рис. 56. Св. евангелист Матфей.

Рис. 56. Св. евангелист Матфей.
1 — Церковные фрески4 — Турская школа калиграфии5 — Реймсская и мецская каллиграфия.6 — Рукописи Санкт-Галленского монастыря.7 — Оттоновские рукописи.8 — Рукописи при Генрихе II

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий