Миниатюрная живопись, рукописи и каллиграфия при Генрихе II – 11 век. История искусства.

Пика своего развития оттоновская каллиграфия достигла при Генрихе II, в его время появилось огромное количество каллиграфических школ и школ миниатюрной книжной живописи.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись

Сакраментарий Генриха II.

Новые стилистические особенности представляет Сакраментарий Генриха II в
Мюнхенской Национальной библиотеке, исследованный Сварценским, — памятник уже II
тысячелетия (написан между 1002 и 1014 гг. в Регенсбурге). На одном из посвятительных
листов изображен бородатый император, воздевающий руки к Спасителю, окруженному
мандорлой и поддерживаемый под локти св. Ульрихом и Эммерамом. Другой
посвятительный лист представляет подражание подобному листу «Золотого Кодекса»,
который в означенное время хранился как раз в монастыре св. Эммерама в Регенсбурге.
Отдельные листы заняты изображениями св. Григория, Агнца Божия с символами
евангелистов. Распятия и мироносиц у Гроба Господня. Все эти миниатюры имеют
богатые узорчатые фоны.

Книга правил Нижнего монастыря.

Подобные фоны, как особенность регенсбургской школы, являются еще в более
древней, написанной около 990 г., «Книге правил из Нижнего Монастыря», хранящейся в
Бамбергской библиотеке. «Пространство заменено здесь, — говорил Сварценский, —
великолепно украшенной страницей книги». Таким образом, здесь ярко выражен книжный
стиль. Кроме того, большинство миниатюр этой замечательной рукописи, с их
небольшими круглыми головами, изящными кистями рук и ступнями, острыми, тонкими
носами, большими, овальной формы глазами у фигур, живописно-мягкой моделировкой
тела зеленоватыми тенями, отмечены самым сильным византийским влиянием, какое
только до сей поры мы могли констатировать на Севере. К каждому из пяти названных
нами главных памятников оттоновской миниатюрной живописи примыкают другие
манускрипты, сходные с ними по стилю и часто имеющие не меньшие художественные
достоинства. Эти группы принадлежат разным школам, характеристикой которых с точки
зрения их стиля и тех местностей, к которым они могут быть приурочены, занимались
разные исследователи. К рейхенаускому Кодексу Эгберта ближе всего подходит, как это
доказал Фёге, Лекционарий (католическая богослужебная книга, содержащая в себе
церковные чтения на каждый день) Берлинской Королевской библиотеки, с
изображениями Входа Господня в Иерусалим, жен-мироносиц у Гроба, Вознесения
Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов. К рейхенауской школе, по всей
вероятности, принадлежит также изготовленная Руодпрехтом (между 984 и 993 гг.) часто
цитируемая Псалтырь архиепископа Трирского Эгберта, хранящаяся в библиотеке города
Чивидале и изданная в 1901 г. Зауерландом и Газелоффом. По своим, скорее, рисованным,
чем писанным красками, плотным фигурам святых эта Псалтырь еще близка к группе
Ады; но ее ковровые фоны и ленточные орнаменты инициалов, переходящие в сплетения
растительных стеблей, имеют отпечаток оттоновской эпохи.

Каллиграфическая школа Лиутгарда.

К Евангелию ахенской соборной ризницы, написанному Лиутгардом для одного из
Оттонов, близка группа рукописей, исследованных Фёге и составляющих школу
Лиутгарда. Второе главное произведение этой школы — знаменитое Евангелие Оттона III
(по другим — Генриха III), в Мюнхенской Национальной библиотеке. Сильное влияние на
эту рукопись ахенского Евангелия не подлежит сомнению; некоторые ее миниатюры, как,
например, Исцеление бесноватого и Воскрешение наинского юноши, очень близки к
рейхенауским фрескам; кроме того, ряд ее композиций заимствован из Кодекса Эгберта.
Этой полной темперамента школе, в которой золотой фон господствует безраздельно,
могут быть приписаны еще до 20 других иллюстрированных рукописей. Фёге вначале был
склонен приурочивать эту школу к Кёльну, но потом, как и Браун, высказался в пользу
Трира; Газелофф помещал ее в Рейхенау, и его мнение подтвердил доказательствами
Сварценский. Таким образом, школа Лиутгарда представляет собой лишь более позднюю
фазу развитая рейхенауской школы.

Парижскому Евангелию (Национальная библиотека), написанному, по-видимому, в
Трире, близки в отношении стиля листы из рукописи «Registrum Gregorii», хранящиеся в
Трирской городской библиотеке, и принадлежавший той же рукописи драгоценный лист в
музее Шантильи (Четыре нации присягают на верность Оттону III). «Регистр Григория»
действительно можно рассматривать как главное произведение трирской школы. Однако
границы между трирской и соседней с ней эхтернахской школами еще спорны.

Большинство исследователей согласно в том, что описанный Лампрехтом
вышеупомянутый Codex aureus Epternacensis Готского музея изготовлен в Эхтернахе и,
следовательно, должен быть принят в основание нашего знакомства с эхтернахской
книжной живописью. Из других наиболее замечательных произведений этой школы,
установленной Фёге, следует назвать Евангелие Генриха III в Бременской городской
библиотеке, Codex aureus в Эскориале и Евангелие в Брюссельской Королевской
библиотеке.

Рис. 63.Император Генрих II сосв. Ульрихом и Эммерамом.

Рис. 63.Император Генрих II сосв. Ульрихом и Эммерамом.

Рис. 63.Император Генрих II сосв. Ульрихом и Эммерамом.

Регенсбургская и хильдесхеймская школв рукописей. Дьякон
Гунбальд.

Регенсбургской школе цветущего оттоновского времени принадлежат кроме уже
упомянутого нами Служебника Генриха II Евангелие аббатисы Уты, настоятельницы
Нижнего монастыря в Регенсбурге, в Мюнхенской Национальной библиотеке, написанное
между 1002 и 1025 гг., и Евангелие Генриха II, хранящееся в Ватиканской библиотеке в
Риме. Евангелие Уты, украшенное роскошно и стильно, один из великолепнейших
образцов книжного стиля этой эпохи.

В тесной зависимости от регенсбургской школы, по-видимому, находилась
хильдесхеймская школа, покровительствуемая епископом Бернвардом, который сам был
замечательным художником. Главный мастер этой школы, дьякон Гунбальд, жил, как
доказано, некоторое время в Регенсбурге. В ризнице Хильдесхеймского собора доныне
хранятся изготовленные им для Бернварда Евангелие (1011) и Служебник (1014).
Пальметты, аканфовые листья и другие античные орнаменты, перешедшие сюда из
каролингского искусства, имеют еще более классический характер, чем подобные
орнаментальные элементы в южно-немецких рукописях. Богато украшенное фигурными
изображениями Евангелие ризницы Хильдесхеймского собора, изданное Бейсселем, в
отношении стиля этих иллюстраций очень далеко от регенсбургской школы; его
приписывают самому Бернварду. В посвятительных миниатюрах явственнее, чем прежде,
выступает на первый план почитание Пресвятой Девы; некоторые композиции на
библейские темы поразительно аналогичны с изготовленными под руководством
Бернварда рельефами бронзовых дверей Хильдесхеймского собора.

Рис. 64. Император Оттон III с двумя епископами и двумя воинами.

Рис. 64. Император Оттон III с двумя епископами и двумя воинами.

Рис. 64. Император Оттон III с двумя епископами и двумя воинами.

Кёльнской и фульдская школы.

Для характеристики кёльнской и фульдской школ имеется еще очень мало
материалов. Особая, употреблявшая исключительно золотые фоны школа Тегернзее,
главным мастером которой был аббат Эллингер (1017-1026 и 1031-1041), стоит уже за
пределами оттоновской эпохи. Во Франции упадок миниатюрной живописи начался
раньше, чем в Германии; в этом можно убедиться хотя бы по тусклому колориту
миниатюр Комментария к Книге пророка Иезекииля, в Парижской Национальной
библиотеке, — рукописи, изготовленной аббатом Гильдрихом между 989 и 1010 гг. в Сен-
Жермен дОксерре. Около 1050 г. упадок, из которого живопись, питавшаяся до той поры
наследием древности, потом вышла лишь постепенно, в совершенно новом облике,
заметно сказывался повсюду.

Другие отрасли живописи каролингов.

Все наши сведения о других отраслях прикладной живописи, об узорчатых тканях,
каковы, например, сомюрские ковры (985), затканные восточными животными
орнаментами, о живописи на стекле, зачатки которой как во Франции, так и в Германии (в
Тегернзее) проявляются около конца I тысячелетия, мы можем черпать лишь из
литературных источников, не дающих сколько-нибудь ясного представления об этих
отраслях. Но и сохранившихся памятников книжной живописи вполне достаточно для
того, чтобы дать понятие о состоянии живописи в каролингское и оттоновское время.
Сквозь покров северного своеобразия, проявившегося в это время во многих
бессознательных чертах, еще ясно просвечивал дряхлый, отживший, но прикрытый
византийским убором лик римско-эллинистического искусства.

1 — Церковные фрески2 – Рукописи: группа Ады.4 — Турская школа калиграфии5 — Реймсская и мецская каллиграфия.6 — Рукописи Санкт-Галленского монастыря.7 — Оттоновские рукописи.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий