Зарождение романского стиля в христианской архитектуре Европы. История искусства.

Первые христианские церкви 6 века в Милане и на территории нынешней Испании. Зарождение романского стиля и крестообразных церквей.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение

Влияние античности на христианскую архитектуру V-VI
веков.

Из древнехристианских церквей в прочих местностях Верхней Италии и
граничащих с ней областях собор в Паренцо, в Истрии, знаменитый своим мозаичным
полом, представляет собой базилику VI в., с тремя абсидами и импостами над капителями;
собор в Градо, композитные капители которого украшены плетеным орнаментом,
принадлежит тому же столетию, а собор на острове Торчелло, первоначально имевший
форму базилики, относится уже к VII столетию: от древней церкви сохранилась, как это
показал Каттанео, только средняя абсида с ее полукругом ступенчатых скамей. Восточные
влияния во всех этих памятниках не подлежат сомнению. В высшей степени важны
древнехристианские церкви Милана, крупного римского центра, уже во времена
языческих императоров превосходившего если не великолепием, то величиной сам Рим.
Знаменитая базилика св. Амбросия (S. Ambrogio) и крестообразная церковь св. Назария (S.
Nazaro) сохранили, по крайней мере, свой первоначальный план; немногим больше можно
сказать и о сохранности церкви св. Лаврентия (S. Lorenzo) — знаменитого центрального
сооружения, которое до самой эпохи Возрождения служило прототипом для церквей этого
рода. Возможно, что и тут имела влияние на план какая-нибудь античная постройка, хотя,
несомненно, архитектуру церкви св. Лаврентия нельзя рассматривать вне связи ее с
восточными образцами. Исследования Юлиуса Коте, чаще цитируемые, чем принимаемые
в соображение, доказали, что древняя церковь св. Лаврентия, походившая на нынешнюю,
возникла между 559 и 563 гг., следовательно, в эпоху византийского владычества в
Милане, тогда как нынешняя, после нескольких пожаров и обвалов, воздвигнута на
старом фундаменте лишь в 1574 г.; этому же времени принадлежит и ее восьмигранный
купол. Основная форма церкви св. Лаврентия — равносторонний четырехугольник, на
каждой стороне которого находится по обширной нише с плоскими арками. Внутри,
между столбами, образуя подобные же ниши, стоит с каждой стороны по четыре колонны
или столба; они повторяются и в поддерживаемом ими верхнем ярусе. Благодаря такому
расположению элементов достигается впечатление большей концентричности, чем в
константинопольской церкви св. Сергия, и большего простора, чем в равеннской церкви
св. Виталия. Как бы то ни было, миланская церковь св. Лаврентия, в особенности по
своему внутреннему виду, принадлежит к прекраснейшим архитектурным памятникам
мира.

Рис. 13. Интерьер церкви св. Виталия в Равенне.

Рис. 13. Интерьер церкви св. Виталия в Равенне.

Рис. 13. Интерьер церкви св. Виталия в Равенне.

Влияние вестготского искусства и архитектуры.

В тех местностях Западной и Северной Европы, куда ко времени Константина
Великого проникла римско-эллинистическая культура, была вместе с тем подготовлена
почва для развития христианского церковного зодчества. О вестготских церквах Испании,
дошедших до нас в развалинах, об англосаксонских и ирландских церквах, архитектура
которых ясна нам только за последующую эпоху, и о меровингских церквах франкского
государства, в которых проявилось самостоятельное развитие форм, мы знаем главным
образом по литературным источникам. На небольшой трехнефной базилике Иоанна
Крестителя в Баньос-де-Серрато (между Бургосом и Вальядолидом) сохранилась надпись
вестготского короля Рецесвинта 661 г., но отдельные формы этой церкви принадлежат X
в., в котором она была перестроена. Древнейшее из дошедших до нас церковных
сооружений императорского города Трира, правда развившееся из языческого судебного
зала, представляет собой средняя четырехугольная часть нынешнего трирского собора,
отстроенная в 550 г. В области нынешней Франции преобладали базиличные постройки.
Относительно оконченной в 470 г., лежащей теперь в развалинах древней церкви св.
Мартина в Туре существует обширная литература. Раскопки, произведенные на месте
хоровой части этого храма, были использованы Кишерб, де Ластейри и Дегио для
обширных художественно-исторических выводов. Ее абсида, быть может, как и абсида
вышеупомянутой неаполитанской базилики, открывавшаяся аркадами, уже в V столетии
была по восточному образцу (Стриговский) обнесена покоившейся на колоннах аркадной
галереей, из которой потом, в IX столетии, развился хоровой обход с капеллами,
расположенными по его радиусам (с так называемым венцом капелл). В VI и VII
столетиях во франко-германском меровингском государстве, особенно в той его части,
которая теперь образует Северо-Восточную Францию, уже процветает искусство,
покровительствуемое отчасти парижским двором, отчасти монастырями бенедиктинского
ордена. Судя по литературным источникам, истолкованием которых мы обязаны Гуго
Графу, именно в западнофранкском церковном зодчестве этой эпохи обнаруживается
немало особенностей, способствовавших выработке романского стиля. Крестообразный
план, усвоенный в Константинополе церковью св. Апостолов, а в Милане церковью св.
Назария, характеризует и здесь, как символ Христовой Церкви, многие церковные
постройки. «В память Животворящего Креста Господня», как свидетельствует один
старинный писатель, Хильдеберт I повелел воздвигнуть в Париже для своей усыпальницы
крестообразную церковь Сен-Жермен-де-Пре, освященную в 558 г. Везде, где, говоря о
базиликах, мы указываем на крестообразную форму их плана, разумеется
четырехконечный крест , a не крест в форме Т, представляющий давно знакомую нам
форму плана римских базилик с трансептом. Церковь аббатства Сен-Дени, близ Парижа,
сооруженная Дагобертом I в 629 г., имела в плане еще форму Т, но вслед за тем
бенедиктинский орден усвоил для своей церковной архитектуры настоящую форму
креста, а именно форму латинского креста, нижний, более длинный конец которого
составляет продольная часть базилики. По этому плану быстро возникли одна за другой
следующие западнофранкские церкви: в 634 г. Сен-Уэн (St. Ouen) заложил монастырскую
церковь в Ребй, в 648 г. св. Вандрегизил (St. Wandrille), при поддержке парижского двора,
основал церковь аббатства Фонтанеллы близ Руана; в 655 г. был построен монастырь
Геметикум (Jumiиges), также близ Руана; и для этих церквей положительно
засвидетельствована крестообразная форма, а для Фонтанеллы, сверх того, башня над
квадратом, который образуется в пересечении продольной и поперечной частей креста, —
башня, подобная встречаемым на Дальнем Востоке или той, которая возвышается над
мавзолеем Галлы Плацидии в Равенне.
1 – Введение.2 – Христианская церковь3 – Церкви на востоке и юге4 – Церкви Сирии и Малой азии5 – Церкви Армении.6 – Архитектура Константинополя7 – Римская архитектура8 – Архитектура Равенны VI века10 – Заключение (символы в архитектуре).

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий