Изображения на христианских саркфагах в Риме и Франции.

В 5 веке было распространено изображение христианских и римских сюжетов на саркофагах, в основном на территории Италии и южной Франции.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Скульптура

На Западе как на главные памятники древнехристианской пластики следует
указать прежде всего на сохранившиеся в большом количестве саркофаги. Заботясь об их
художественности, христиане, как раньше и язычники, старались украшать и освящать
последние тесные приюты своих дорогих покойников, и хотя художественные саркофаги
иногда заказывались в чужих краях, однако большинство изготовлялось в тех местах, где
они использовались.

Христианские саркофаги в Риме.

Рим чрезвычайно богат древнехристианскими мраморными гробницами, лицевые
стороны которых, как доказал это Свобода, носят на себе следы некогда бывшей на них
раскраски или позолоты. Главная сторона римских саркофагов, как правило, подразделена
на компартименты и украшена рельефами таким образом, что все свободное пространство
занято симметричными изображениями. В середине часто помещаются главные
изображения или же поясные портреты умерших в круглом обрамлении, по углам —
соответствующие друг другу здания, деревья, парадные седалища или декоративные
фигуры. Изображения нередко следуют одно за другим без перерыва, так что границы
отдельных сюжетов определяешь скорее умом, чем глазом. Но часто рельеф расчленен в
вертикальном направлении, обычно по средством аркад, а иногда деревьев; нередко
встречается и горизонтальное расчленение, дающее два яруса изображений. В
выполненных высоким рельефом украшениях послеконстантиновских саркофагов все еще
заметны отголоски античного искусства. Крылатые маленькие гении держат круглые
рамы портретов; Амур обнимается с Психеей; «Соль» и «Луна» (солнце и месяц) царят на
небе. На одном саркофаге Арльского музея мы видим Диоскуров, символизирующих
собой верность. Христианские изображения, безусловно преобладающие, начинаются, как
мы видели, Добрым Пастырем и другими символами, затем в существенных чертах своих
примыкают к катакомбному циклу и мало-помалу превращаются в целые ряды
композиций на библейские темы. На саркофагах появляются теперь сюжеты, чуждые
катакомбной живописи; из Ветхого Завета берутся, например, Сотворение человека,
Изгнание прародителей из Рая и Взятие на небо пророка Илии, изображенное на боковой
стороне одного римского саркофага, хранящегося в Луврском музее; из Нового Завета,
например, Христос во храме, Лобзание Иуды и Вознесение Господне, связанное на одном
ватиканском саркофаге с изображением неба в виде дуги над головой человеческой
фигуры, олицетворяющей землю. Однако Распятие еще отсутствует и на этих саркофагах,
большинство которых относится к 350-500 гг. Все саркофаги VI в. отличаются уже
бедностью или грубостью форм.

Саркофаг Юлия Баса.

Весьма любопытен изданный Гризаром саркофаг Юлия Басса, хранящийся в
сумраке Ватиканских Гротов. В имеющейся на нем надписи указан 359 г., но, по мнению
Ригля, не год изготовления саркофага, который, вероятно, древнее, а год положения в него
покойника. Украшающие его рельефные изображения, расположенные в два ряда, один
над другим, и отделенные друг от друга витыми колонками, представляют фигуры еще
хорошей работы и благородных пропорций. В верхнем среднем поле сидит на престоле
юный Спаситель; под его стопами — небо, изображенное в виде покрывала, дугообразно
вздувающегося над головой небесного Бога. В нижнем среднем поле представлен въезд
Спасителя в земной Иерусалим.

Из прочих римских саркофагов укажем на более поздний саркофаг Латеранского
музея (по указателю Фикера No 104), некогда находившийся в церкви св. Павла. Середину
верхней полосы занимает круглая рама с портретами супружеской четы, для которой
саркофаг был предназначен. Библейские сцены, обнаруживающие уже некоторый
параллелизм в чередовании ветхозаветных сюжетов с новозаветными, следуют как в
верхнем, так и в нижнем ряду одна за другой непрерывно; разграничение одной сцены от
другой состоит единственно в том, что их смежные фигуры повернуты спиной друг к
другу.

Рис. 28. Саркофаг Юлия Басса в Ватиканских Гротах в Риме.

Рис. 28. Саркофаг Юлия Басса в Ватиканских Гротах в Риме.

Рис. 28. Саркофаг Юлия Басса в Ватиканских Гротах в Риме.

Христианские саркофаги на Юге Франции (города Арле и
Тулуза).

Христианскими художественными произведениями рассматриваемого рода вне
Рима особенно богата Южная Франция. Эти произведения прославлены изданиями Ле-
Блана, проложившего путь к их изучению. В одном Арле находится 79 христианских
саркофагов, близко похожих на римские, тогда как 16 тулузских и 8 нарбоннских
саркофагов отличаются от первых своей суживающейся книзу формой. Но и в Италии
древнехристианские саркофаги сохранились не в одном Риме. 11 находятся в пизанском
Кампо-Санто. Многочисленны и своеобразны саркофаги Равенны. Уже они одни
убеждают в невозможности смотреть на равеннское искусство как на преемник римского.
В их общей форме прежде всего бросаются в глаза высокие крышки, напоминающие
собой гонтовые и бревенчатые кровли; они часто украшены монограммами, крестами или
венками. Затем в их изображениях нет римской скученности. Библейские сцены,
состоящие из небольшого числа симметрично расположенных фигур, обычно рассеяны по
гладкой поверхности плиты, причем выбор сюжетов очень ограничен. Часто в середине
передней стороны изображен только стоящий или восседающий на троне Спаситель, к
которому с обеих сторон подходят святые со свитками или венцами в руках, покрытых
краем одежды; все пространство рельефа ограничено пальмами и характеризовано как
отрезок Вселенной. На боковых сторонах бывают иногда представлены, как, например, в
одном саркофаге Равеннского музея, Библейские события. Место самого Спасителя часто
занимает стоящий на холме Агнец Божий; в таком случае святых по сторонам Спасителя
заменяют ягнята, как, например, мы видим это на саркофаге мавзолея Галлы Плацидии.
Но вместо Агнца нередко изображен просто крест или монограмма имени Христова, как,
например, на саркофаге св. Феодора в церкви св. Аполлинария in Classe, где, сверх того,
вместо ягнят изображены павлины, а вместо пальм — вьющиеся виноградные лозы.
Равеннские саркофаги с фигурными композициями вообще древнее украшенных одними
символами. По ним лучше всего видно, как быстро угасала пластика после эпохи расцвета
Равенны.

Рис. 29.Римский христианский саркофаг в Латеране.

Рис. 29.Римский христианский саркофаг в Латеране.

Рис. 29.Римский христианский саркофаг в Латеране.
1 – Первые христианские скульптуры2 – Скульптуры 5-6 веков.4 – Резьба на слоновой кости5 – Металлические изделия6 – Эллинизм и древнее христианство

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий