Искусство перегородчатой эмали на золоте в Византии.

Древние христиане прекрасновладели техникой нанесения эмали на золоте. Многие произведения описаны в данной части.

Искусство христианского востока (около 700-1050 г.).
Живопись (между 717-1057 гг.)

В рассматриваемую эпоху две отрасли прикладной живописи, перегородочная
эмаль на золоте и шелковые узорчатые ткани, равным образом достигли в Византии
совершенства.

Техника перегородчатой эмали в Византии.

Техника перегородочной эмали (йmail cloisonnй) в существенных своих чертах
сводится к тому, что контурные линии рисунка обозначаются тонкими золотыми
перегородками, припаянными к золотой пластинке, и заключающиеся между ними
пространства заполняются цветными стеклянными сплавами. Мнение, будто
перегородочная эмаль изобретена лишь в это времен в Византии, ошибочно: ее родину
надо искать, быть может, в парфянской или сасанидской Персии. Во всяком случае, она
достигает в Константинополе, в эпоху македонской династии, такого совершенства в
техническом отношении, такой чистоты красочных тонов и такой тонкости рисунка,
которым не найти равных.

Описание сохранившихся произведений.

На Западе в соборных ризницах и коллекциях хранится значительное количество
художественных произведений этого рода. Особенно славится передняя сторона иконы
(pala doro) за главным алтарем собора св. Марка в Венеции. Эта икона была заказана в 976
г. в Константинополе дожем Пьеро Орсеоло I, но лишь эмали верхнего ряда, например
медальон с изображением архангела Михаила и шесть эмалей со сценами Страстей
Господних и деяний апостольских, принадлежат цветущей поре византийского искусства;
остальные эмали добавлены позже. Не менее знаменита золотая ставротека (ларец для
хранения части Святого Креста), принадлежащая собору Лимбурга-на-Лане, отчасти
собственноручное произведение византийского императора Константина VII
Багрянородного (913-952), но оконченная только в 976 г. для Василия II. Квадратное
среднее поле крышки украшено величественным и благородным изображением Христа,
восседающего на троне, уже несколько угрюмого вида; по сторонам Христа, на двух
боковых полях, представлены Иоанн Предтеча и Богоматерь, сопровождаемые ангелами; в
каждом из остальных полей — по два апостола. Фигуры, несколько короткие, помещены на
гладком золотом фоне, без признаков почвы под ногами; их симметричное расположение
в роскошном обрамлении придает эмалям ставротеки характер художественной
законченности. Наконец, известны благодаря изданиям Иог. Шульца и Н. П. Кондакова
многочисленные эмали собрания А. Звенигородского. Особенного внимания заслуживают
небольшие, предназначенные для ношения на груди, круглые медальоны с поясными
изображениями святых (энколпии); среди них весьма замечательна серия медальонов X
столетия, состоящая из изображений Спасителя и апостолов и чрезвычайно характерная
для первой эпохи расцвета средневекового византийского искусства. Здесь, как на многих
других произведениях этого рода, Спаситель, апостолы Петр и Павел, даже будучи
изображены en face, смотрят не прямо, а в сторону. И в живописи эмалей тонкость работы
и свежесть красок не в состоянии сообщить внутреннюю жизнь схематично правильному
рисунку.

К сожалению, мы не будем подробно говорить о шелковых материях, которые в
раннем средневековье играли первую роль в ткацком искусстве. Круглые, овальные или
многоугольные поля на тканях орнаментированы обычно стилизованными листьями и
заполнены симметрично расположенными фигурами четвероногих животных и птиц.
Роскошные материи, употреблявшиеся в изобилии для украшения церквей и дворцов,
ковров и подушек, костюмов светской и духовной знати, своими яркими тонами
скрашивали и оживляли формы.

Рис. 39. Апостолы Петр и Павел.

Рис. 39. Апостолы Петр и Павел.

Рис. 39. Апостолы Петр и Павел.
1 – Церковная живопись2 – Миниатюрная живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий