Лангобарды. Орнаментальное искусство в Италии. История искусства.

К 11 веку многие направления искусств в Италии приходят в упадок, в этот период только лангобарды принесли новые течения в орнаметику.

Западное искусство (VII — XI вв.)
Искусство Италии и Испании (около 750-1050 гг.)

Влияние лангобардов на орнаментальное искусство Италии.

В орнаментальном искусстве Верхней и Средней Италии, особенно в
орнаментальной скульптуре этой эпохи, первое место занимают лангобардские изделия,
своеобразный стиль которых вырабатывается только к концу V столетия. Лангобарды, как
показывают находки, собранные в музеях Бреши, Чивидале и Перуджи, со своей северной
родины принесли в Италию тот животный и ленточный орнамент, с которым мы уже
ознакомились, говоря о языческом меровингском искусстве. Только к концу своего
владычества в Италии они начали вносить элементы этого северного стиля в смеси с
римскими и византийскими мотивами и христианскими символами в каменную
орнаментику. Вопрос о «следах лангобардов в итальянской пластике первого
тысячелетия» исследован Циммерманом и Штюкельбергом, выводы которых, правда,
встретили в Италии, где против них выступили Фонтана и другие, меньший успех, чем в
Германии. Что эта каменная орнаментика не византийская, а лангобардская, признал и
Ривойра, вместе с тем отрицающий в ней — не совсем последовательно — какую бы то ни
было северную, германскую прослойку. Так, говоря о распространителях этой
орнаментики, товариществах архитекторов и скульпторов города Комо, maestranze
comacine, он называет в числе мастеров, об именах и значении которых, правда, все еще
ведется спор, такие чисто немецкие имена, как, например, Руодперт. Двух-, трех- и
многорядные ленточные плетенки, образующие главную составную часть этого
орнаментального стиля, конечно, были в ту пору общие в искусстве всех народов, как
наследие седой восточной древности; что касается особого (неправильного) вида
ленточного плетения, соединенного с животными мотивами, свойственного германскому
меровингскому стилю, следы его далеко не всегда обнаруживаются в лангобардо-
итальянской орнаментальной пластике с полной ясностью, но иногда все-таки могут быть
констатированы; с другой стороны, некоторые варианты ленточного и ременного
орнамента так сильно отличаются от византийской и римской плетенки, что заставляют
признавать их за лангобардские. Таковы — расщепление каждой отдельной ленты
глубокими надрезами на три части, круглое плетение со вставленной в него
четырехугольной рамкой, которое Штюкельберг сравнивал с «дном корзины», а также
ленты, осаженные происшедшими из волнистой полосы спиральными крючками,
напоминающими готических «крабов». Наряду с ними встречаются, особенно в более
позднее время, астрагалы (шнуры перлов), ряды и растительные завитки эллинистическо-
византийской орнаментики; спиральные завитки нередко получают неорганические
придатки в виде спиц и таким образом превращаются в «колесообразные завитки». Для
заполнения свободного пространства употребляются листья, гроздья винограда, кресты,
реже — животные христианской символики. Иногда попадаются и человеческие фигуры, но
изображенные до крайности неумело. Из своей родины, Верхней Италии, лангобардское
орнаментальное искусство проникло в Среднюю Италию и Южную Францию. К числу
главных памятников лангобардской орнаментики принадлежат (частью добавленные
позже) рельефные плиты ограды вокруг крестильного водоема в Чивидале, во Фриуле,
сооруженного в 737 г. На этих плитах нет недостатка в античных элементах, встречаются
даже грифы; но манера, в которой на одной из них, исполненной по заказу патриарха
Зигвальда (762-776), стилизованы головы животных и пальметты, превращенные в елки, в
особенности же совершенно схематично трактованные символы евангелистов,
изобличают не позднеримский и не византийский стиль, а северогерманский. Характерна
также грушеобразная голова ангела, символизирующего собой св. Матфея; с ней сходна
голова Спасителя на передней стороне алтаря в церкви Сан-Мартино в Чивидале. В
позднейших произведениях, как, например, в кивории над алтарем св. Элевкадия в церкви
св. Аполлинария ин Классе близ Равенны, в лангобардский стиль все более и более
привходят византийские элементы.

Итальянская резьба по слоновой кости по прежнему в античном
стиле.

Между тем как итальянская каменная пластика остается варварской, итальянская
резьба по слоновой кости продолжает сохранять античные элементы, причем некоторая
общность стиля связывает ее с одновременными северными, каролингскими костяными
рельефами. К 752 г. относится пластинка из слоновой кости, хранящаяся в музее
Чивидале, — «Pax» герцога Урса — сработанная, как видно по имеющейся на ней надписи,
для Урса, герцога Ченедского. В обрамлении из аканфовых листьев изображено Распятие;
на Спасителе нет никакой одежды, кроме широкого передника; обе ноги Распятого, как
постоянно в эту пору, изображены пригвожденными к кресту каждая отдельно. Наверху,
подле креста, представлены солнце и луна в виде полуфигур в узких одеждах с рукавами,
образующих мелкие складки; фигуры, стоящие под крестом, неуклюжи и коротки. Однако
фигура Спасителя — правильных пропорций, и в технике нагого тела еще чувствуется
хорошая школа. Прочие каролингские пластинки и ящички из слоновой кости
сопоставлены Клеменом, который приписывал им итальянское происхождение; другие
изданы Гревеном.

 Рис. 42. Украшенная рельефом плита Зигвальда.

Рис. 42. Украшенная рельефом плита Зигвальда.

Рис. 42. Украшенная рельефом плита Зигвальда.

Полный упадок живописных искусств в Италии XI века.

Никаких признаков германского влияния нельзя обнаружить в верхнеитальянской
и среднеитальянской живописи рассматриваемого времени, иногда проникнутой
византийскими течениями, но вообще самобытно-варварской. Живописи миниатюр в эту
пору в Италии уже почти не существовало. Рядом с обилием византийских и франкских
лицевых рукописей Италия X в. может похвастаться лишь скудно и грубо
иллюстрированными свитками «Exultet». Но и мозаичная живопись, которую, ради
большей последовательности изложения, мы уже проследили в Риме по IX столетие, во
второй его половине пришла там в полный упадок. Между мозаикой в абсиде церкви св.
Марка (827-844) и мозаикой в виде верхней церкви св. Климента (около 1112 г.),
следовательно на протяжении двух с половиной столетий, мы вовсе не имеем памятников
римской мозаичной живописи. Также и абсидная мозаика церкви св. Амвросия в Милане
принадлежит — в чем мы соглашаемся с Каттанео — не IX столетию, а, самое раннее, концу
XI в. Однако потребность в украшении стен храмов священными изображениями не
исчезла вместе с прочной, но слишком дорогой мозаичной работой: ее место заняла более
дешевая фресковая живопись. Особым характером отличаются остатки фресок 996 г.
(Христос, Богоматерь, архангел Михаил и т. д.) в небольшой капелле св. Назария в
Вероне. Вентури обращал внимание на их родство с немецкими фресками и миниатюрами
оттоновского века. Полное развитие западных особенностей фресковой живописи мы
встречаем в эту эпоху в стенных росписях Рима и его окрестностей. VIII столетию
принадлежат многочисленные фрески в церкви св. Марии Древней, изображающие сцены
из жития святых. K IX и X столетиям и началу XI столетия относятся: «Христос в славе»
на абсидной арке церкви Санта-Мария ин Козмедин в Риме и выдержанные в мозаичном
стиле абсидные фрески церкви св. Илии, между Непи и Чивита-Кастелланой, а также
расположенные между античными пилястрами, к сожалению переписанные, сцены
Страстей Господних и фигуры святых в церкви св. Урбана на Via Appia близ Рима. В
церквах св. Илии и Урбана мы снова встречаем подписи художников; но их имена,
совершенно неизвестные, не говорят нам ничего. Лучшее понятие об искусстве этого
времени дают фрески крипты в Нижней церкви св. Климента в Риме, написанные раньше
1084 г.- времени разрушения Верхней церкви. IX столетию принадлежат изображения
Христа, сидящего на престоле между архангелами Михаилом и Гавриилом, в партексе, а
также Распятия, Сошествия Спасителя во ад, Воскресения Христова и Вознесения
Богородицы на небо, в среднем нефе слева, ближе ко входу. Контуры — черны, тона тела —
желтоваты, но в рисунке можно, хотя и с трудом, заметить античные традиции. К X
столетию, знаменующему собой в Италии глубочайший упадок искусства, относится,
между прочим, «Спаситель в преддверии ада», в конце правого бокового нефа той же
церкви. Здесь впервые изображен настоящий дьявол, держащий Адама за ногу. Во
фресках партекса и среднего нефа, принадлежащих XI столетию и изображающих сцены
из житий св. Климента и Алексия, заметны уже черты нового стиля, рассмотрение
которого выходит за пределы занимающего нас периода. Головы с румяными щеками
становятся меньше, но выразительнее; члены тела получают смелые движения; чего еще
не могут передать черты лица, то пробуется выразить жестами.

1 – Византийское искусство в Италии.2 — Архитектура Италии при германцах.4 – Архитектура Испании

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий