Карл Вёрман:История искусства всех времён и народов
Ссылки на дружественные ресурcы:

Голландское искусство XVIII века
Предварительные замечания. Голландское зодчество и ваяние XVIII века

1 - Обзор развития голландской архитектуры и скульптуры

В этом веке архитектура и скульптура Голландии практически утратили оригинальность и самобытность, присущие им в прошлом. Преобладающим становится французское культурное влияние

Голландия в государственном, экономическом и художественном отношениях жила в XVIII веке за счет того благосостояния, которое в XVII веке, путем упорной работы, она извлекла из родной почвы и породившего ее моря. О голландской архитектуре и пластике XVIII века почти нечего сказать. Не то, чтобы в стране прекратилась всякая строительная и скульптурная деятельность. Но во всем том, что строилось, высекалось или резалось в эту эпоху, отсутствовал самостоятельный характер и художественное вдохновение. Значительные общественные постройки сделались редкостью. Частные же дома, становившиеся, при все еще возраставшем богатстве населения, более просторными, получали скучнейшие, почти совершенно голые кирпичные фасады, в то время как их внутренние помещения отделывались последовательно в стилях трех Людовиков. Зависимость от Франции была сознательной и всеобщей.

Роттердамская биржа - гравюра 1860 г.

Роттердамская биржа - гравюра 1860 г.

Вылощенный живописец Адриен ван дер Верф, как и архитектор, был ложноклассиком во французском духе, лишь с легкой голландской окраской. Им, вероятно, построена биржа в Шидаме (1718), квадратный двор которой расчленен дорическими и ионическими пилястрами, и, несомненно, биржа в Роттердаме (1727), выведенная исключительно из плит, обращенная наружу тремя купольными павильонами, соединенными между собой низкими флигелями; ее (позже перекрытый) двор окружен колонными портиками. Еще яснее обнаруживает заимствованный стиль Людовика XIV особняк барона Вассенара-Ольдама в Гааге. Указывать дальнейшие примеры было бы бесцельно. Остатки "китайских кабинетов", вошедших в то время в моду во дворцах, находятся в амстердамском Государственном музее (Рийксмузеуме). Как образец "стиля кос" второй половины XVIII века можно назвать лишь прекрасно гармонирующий с окружающим его ландшафтом "Павильон Вельгелеген" близ Гаарлема, построенный в 1788 г. загородный дом одного амстердамского купца.

Последним голландским скульптором, составившим себе известное имя, был Ян Баптист Ксавери (1697-1752), уроженец Антверпена, но работавший в звании придворного скульптора в Гааге. Его статуи Справедливости и Мудрости на фронтоне гаагской ратуши - типичные скульптуры барокко. Мраморные надгробные памятники его, находящиеся по большей части в голландских сельских церквях, не могут уже, как выражается Галланд, "равняться с благородными, одухотворенными созданиями таких мастеров, как Ромбоут Вергюльст". Больше свежести в его мраморном рельефе с Духовной поэзией и Музыкой, под перилами знаменитого, сооруженного в 1735-1738 гг. органа церкви св. Бавона в Гаарлеме, а всего свежее его небольшой "Сатир, играющий на флейте" (1729) в амстердамском Государственном музее. Ксавери был, как сказано, фламандцем. Сами же голландцы не были созданы для скульптуры.