Образы апостолов и других святых в настенных росписях катакомб.

Описание особенностей изображения апостолов, святых и библейских сюжетов в первых фресках. Описаны изображения в доме Иоанна и Павла.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись

Апостолы вначале не отличаются один от другого ни атрибутами, ни какими-
либо другими признаками. Прежде всего начинают характеризовать апостолов Петра и
Павла ввиду их выдающегося положения среди других апостолов; св. Петра изображают с
короткими волосами и окладистой бородой, св. Павла — лысым и с длинной бородой.
Затем мало-помалу появляются также другие святые и мученики (обычно они
обозначаются надписями); первенство принадлежит благородным женским образам
Петрониллы и Венеранды, в катакомбе Домитиллы. К V или VI столетию относятся
роскошные, широко написанные фигуры святых Поликама, Севастиана и Курина в
луминарии (отдушине для пропуска света и воздуха) над могилой св. Цецилии. Не ранее
VII в. написано изображение св. Цецилии в виде оранты, в роскошном одеянии,
находящееся в крипте ее имени; несмотря на благородство фигуры, тонкие контуры и
довольно тщательное исполнение, отголоски позднеклассической живописи здесь уже
едва уловимы; еще с бульшим правом можно это сказать о двух — правда, написанных уже
в VIII столетии — святых крипты св. Корнелия, в катакомбах Калликста, с вытянутыми в
длину фигурами, поставленными en face и очерченными толстыми черными линиями, на
черном вверху и красном внизу фоне стены. Де Росси называл их уже романско-
византийскими. Переход от лишенного абрисов, небрежного живописного стиля к
контурному стилю раннего средневековья совершается постепенно, по мере того как
темные штрихи тушевки скапливаются по главным линиям фигуры и здесь, наконец,
схематизируются; равным образом краски, вначале еще жизненные, постепенно
заменяются красной, желтой и тускло-зеленой.

Из помещений, находившихся некогда над поверхностью земли и украшенных
древнехристианскими фресками, особенного внимания заслуживает дом святых римлян
Иоанна и Павла, раскопанный

Сатером Джермано в 1887 г. на Целийском холме в Риме, и потом описанный этим
исследователем в отдельной книге. Здесь IV столетию принадлежат христианские
символические и исторические изображения в комнате с колесообразным потолком, из
которых особенно хорошо сохранилась оранта знакомого нам типа, но небольшие фрески
тамошней «исповедальни» (confessio) возникли в переходную пору от IV в V в. Самая
интересная фреска этой комнаты представляет казнь трех христианских мучеников;
последние изображены на переднем плане стоящими на коленях, с завязанными глазами и
скованными за спиной руками; позади них стоят сохранившиеся только отчасти палачи,
замахивающиеся мечами. Это древнейшее из дошедших до нас христианских живописных
изображений казни. На белом фоне уже совершенно отсутствуют признаки
перспективного заднего плана, но в позах коленопреклоненных фигур, ждущих
смертельного удара, еще сказывается хорошая традиция, и, несмотря на некоторую
сухость моделировки и бедные и скучные краски, мы еще не встречаем здесь жестких,
черных контуров, которые вскоре начинают царить в христианской живописи.

Рис. 14. Голова Христа. Фреска в катакомбе св. Понцианав Риме.

Рис. 14. Голова Христа. Фреска в катакомбе св. Понцианав Риме.

Рис. 14. Голова Христа. Фреска в катакомбе св. Понцианав Риме.
1 – Настенная живопись3 – Мозаики Рима IV века4 – Мозаики греческого Востока5 – Мозаики Равенны. Италия6 – Книжная живопись7 – Рукописи из Александрии8 – Прикладная живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий