Искусство мозаики в первых христианских церквях Рима 4-6 века.

Интерьерные особенности расположения мозаик в древнехристианских церквях. Кратко описаны некоторые конкретные мозики.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись

Переход от катакомбийской к церковной настенной живописи.

Новый, благородный художественный мир открывается перед нами еще при жизни
Константина Великого в росписях, украшавших интерьер базилик и круглых церквей.
Выполнялись они частью мозаикой, частью кистью al fresco. Среди литературных
источников, из которых, после изысканий Юлиуса фон Шлоссера, Штейнмана и
Викгоффа, черпаем мы сведения о древней церковной живописи, первое место занимают
сохранившиеся подписи под священными изображениями (tituli), сочиненные обычно в
стихах. 24 титула, приписываемые равеннскому врачу и диакону Ельпидию Рустику (ум. в
533 г.), вполне ясно доказывают, что в сериях библейских сцен наблюдался параллелизм
между событиями Ветхого Завета и Нового Завета: так, Грехопадение сопоставлялось с
Благовещением, Принесение Исаака в жертву Авраамом — с Распятием. Композиция
символической мозаики в абсиде базилики св. Феликса в Ноле могла быть восстановлена
Викгоффом при помощи стихов св. Павлина (353-415), библейские стенные фрески в
трапезе равеннского епископа Неона (около 450 г.) — по описанию Аньеллы (839 г.). В
источниках говорится даже о росписях церкви св. Мартина в Туре, в меровингской
Галлии, и церкви аббата Бенедикта Уирмаусского и Джаррауского, по ту сторону Ламанша (678-684).

Рис. 16. Убиение трехмучеников. Фреска в доме при церкви св. Иоанна и Павла в Риме.

Рис. 16. Убиение трехмучеников. Фреска в доме при церкви св. Иоанна и Павла в Риме.

Рис. 16. Убиение трехмучеников. Фреска в доме при церкви св. Иоанна и Павла в Риме.

Мозаики и мозаичные росписи первых церквей.

Но, разумеется, еще большее внимание, чем все эти свидетельства, заслуживают
сохранившиеся церковные фрески и мозаики рассматриваемого времени. Среди немногих
дошедших до нас фресок особенно интересна роспись церкви св. Марии Древней (S. Maria
Antiqua), открытой на римском форуме. Здесь перед нами целый музей ранней
средневековой живописи. Христианская древность представлена Распятием VIII столетия.
Спаситель изображен еще живым, с открытыми глазами, в длинной одежде, с отдельно
пригвожденными к кресту ногами — черты композиции, остававшиеся типичными до
позднего средневековья. Из фигур, стоящих у подножия креста, Мария, Иоанн и Лонгин
обозначены надписями. Контуры лишь слегка обведены, и сюжет трактован еще
сравнительно живописно.

Церковные мозаики, в противоположность фрескам, дошли до нас в значительном
количестве благодаря большей прочности своей техники; они убеждают нас, что
украшение церквей посредством этих картин, составленных из цветных стеклянных
кубиков, блистающих яркими, густыми красками, картин, которыми создавалась новая
обширная область священных изображений, было настоящим художественным подвигом
христианской древности. Для знакомства с римскими мозаиками, наряду с изданием де
Росси «Musaici е saggi dei pavimenti», особенное значение имеют для нас сочинения
Мюнца и Гершпаха, а для равеннских мозаик — труды Жан-Поля Рихтера и Е. К.
Редина.

Мозаичными росписями покрывались только сводчатые части церквей и верхние
стены их продольного корпуса. Низ боковых стен завешивался коврами с вытканными на
них изображениями, но чаще украшался узорами из разноцветных мраморов (opus sectile),
что служило удачным соединением между верхними стеклянными мозаиками и более
грубо орнаментированным (ромбами, кругами, крестами, ленточным плетением)
каменным полом. Наверху продольных стен среднего нефа воспроизводились
преимущественно события Священной истории, расположенные теперь уже в
последовательности отдельных сцен. В абсиде и на триумфальной арке изображалась
апокалипсическая небесная слава, победа Церкви, торжество Спасителя, или же
прославлялись те святые, памяти которых посвящена церковь. Все, что читалось или
проповедовалось с кафедры, представлялось взорам прихожан в живых, наглядных
образах.

Древнейшие христианские мозаики Рима находятся в круглой церкви св.
Констанцы. Они относятся к середине IV в. Купольные мозаики, библейские сюжеты
которых, как справедливо указывал Шмарсов, были вставлены довольно неровно в
большую языческую декорацию, известны, правда, только по рисункам XVI столетия, но
зато сохранились мозаики на белом фоне коробового свода в круговой галерее. Два
отделения свода заполняет развесистая виноградная лоза; под ее ветвями мелькают
идиллические сцены сбора винограда; в двух других отделениях, внутри небольших
круглых медальонов, обвитых ленточным плетением, изображены грациозные амуры и
психеи, ягнята, голуби и другие птицы; два других отделения покрыты размещенными на
равных расстояниях птицами, плодами, цветами, вазами и раковинами. Обе
сохранившиеся, сильно реставрированные мозаики боковых ниш, прославляющие Христа
Законодателя, в своем первоначальном виде относятся к этой ранней эпохе, как указывает
на это хотя бы их белый фон. В церкви св. Констанцы, на сводах ее круговой галереи, в
последний раз блеснуло светлое, полное жизни позднеэллинистическое орнаментальное
искусство.

Мозаика в церкви святой Пуденцианы в Риме (IV век).

Мозаика плоско-сводчатой абсиды небольшой церкви св. Пуденцианы в Риме
принадлежит также IV столетию. Отчасти реставрированная и обрезанная по краям, эта
мозаика считается все-таки одним из величественнейших дошедших до нас созданий
древности. Перед полукруглым, крытым золочеными черепицами портиком, позади
которого высятся здания Иерусалима и над ними Голгофский крест, восседает на престоле
юный, бородатый Спаситель среди расположенных полукругом апостолов. Позади них
стоят две женские фигуры с венцами славы в руках; они, по мнению Вентури,
олицетворяют собой «церковь из обрезанных» (ecclesia ex circumcisione) и «церковь из
язычников» (ecclesia egentibus), a по другому мнению, на наш взгляд более
правдоподобному для этого раннего времени, изображают св. Пуденциану и Пракседу,
поклоняющихся Христу. Здесь в обведенных золотом красных и голубых облаках впервые
появляются взятые из Апокалипсиса символы четырех евангелистов: Матфей представлен
в образе ангела, Марк — льва, Лука — быка, Иоанн — орла, все четверо — в виде крылатых
полуфигур. Эта мозаика, с ее чистым рисунком, глубокими, отливающими золотом
тонами и симметричным расположением фигур, так сказать, предваряет уже искусство
XVI в., полукруглые идеальные композиции Фра Бартоломео и Рафаэля.

Рис. 17. Мозаика в апсиде церкви св. Пуденцианыв Риме.

Рис. 17. Мозаика в апсиде церкви св. Пуденцианыв Риме.

Мозаика капеллы святой Руфины.

К IV столетию относится, наконец, великолепная мозаика капеллы св. Руфины и
Секунды в Латеранском баптистерии (Portico di San Venanzio). В середине абсидной
раковины изображен агнец, а по краю ее — голуби; внизу на темно-синем фоне эффектно
выделяются золотисто-зеленые завитки аканфа с цветком внутри каждого завитка. Темно-
синий фон с этой поры совершенно вытесняет из мозаики белый, пока его, в свою
очередь, не вытеснит золотой.

Мозаики церкви святой Марии Великой.

Затем следует указать на замечательные мозаичные украшения церкви св. Марии
Великой (S. Maria Maggiore). Библейские композиции наверху стен среднего нефа
некоторые ученые относят ко времени папы Либерия (352-366), при котором сооружена
церковь, другие же, с бульшим основанием, — ко времени Сикста III (432-440); той же
эпохе принадлежат и мозаики триумфальной арки, тогда как мозаика абсиды —
произведение уже позднего средневековья. Во всяком случае, в сорока сценах из книг
Бытия и Иисуса Навина, украшающих средний неф, мы впервые имеем довольно длинный
ряд библейских изображений, хотя только ветхозаветных. Правда, древними из этих 40
мозаик можно признать лишь 27. Пейзажные элементы часто затемнены расположением
событий в двух планах, одного над другим, и еще чаще — введением местами золотого
фона. В этих мозаиках, несмотря на то что техника отдельных фигур уже варварская,
каждая композиция в целом естественна и понятна. Небольшой размер этих картин
свидетельствует о том, что они были сочинены не для церковной декорации, а скорее для
миниатюр. Обе стороны триумфальной арки украшены тремя параллельными рядами
новозаветных сюжетов, касающихся догмата приснодевства Богоматери. В верхнем ряду,
например, на одной стороне, широкая сцена Благовещения, в которой Приснодева Мария
изображена сидящей и прядущей пурпур, соответствует также широко скомпонованной
сцене Сретения Господня, на другой стороне.

В V столетии исполнена мозаика на внутренней стороне портала церкви св.
Сабины, где на золотом фоне изображены, как свидетельствуют надписи, «церковь из
обрезанных» и «церковь из язычников», и мозаика (сильно реставрированная) на
триумфальной арке в церкви св. Павла вне стен. В середине второй из этих мозаик —
поясное изображение Христа, строгого типа; 24 апокалипсических старца в белом одеянии
подходят к нему с обеих сторон, держа в руках венцы славы. В обеих церквах золотой фон
в различных местах изображений чередуется с синим.

Мозаики в церквях Рима VI столетия

Абсидная мозаика церкви св. Космы и Дамиана (S. Cosma е Damiano) доказывает,
что в первой половине VI столетия мозаичное искусство стояло в Риме еще на
значительной высоте. В нижней полосе на золотом фоне, среди зеленого луга, на холме, с
которого стекают четыре райские реки, стоит Агнец, окруженный ягнятами-апостолами.
Фон главной композиции темно-синий. Посредине, в радужных облаках, парит гигантская
фигура Христа, с обрамленным небольшой бородой суровым лицом. Внизу, на земле,
апостолы Петр и Павел подводят к Христу Косму и Дамиана, перепоручая их жестом
Спасителю. В углах, под пальмами, стоят основатели церкви: слева — папа Феликс III
(изображение реставрировано), справа — св. Феодор. В фигурах этой широко задуманной
монументальной мозаики, несмотря на богатые, чисто античные драпировки апостолов,
чувствуется уже некоторая жесткость; тем не менее, с точки зрения содержания,
композиция эта, с дважды повторенным изображением Спасителя, каким Он описывается
в «видениях», представляла новую ступень в развитии христианской иконографии, на что
указывают вызванные ею удивление и подражания. На мозаике триумфальной арки
церкви св. Лаврентия вне стен (S. Lorenzo fuori le mura) Спаситель изображен уже на
ровном золотом фоне, с угрюмыми чертами лица, сидящим на земном шаре; такие же
золотые фоны имеют неподвижные, как бы окоченелые фигуры мозаики церкви св. Агнии
вне стен (между 625 и 638 гг.), — мозаики, в композиции которой святая впервые занимает
центральное место, а также фигуры мозаики круглой церкви св. Стефана (S. Stefane
rotondo, 642-649), где в середине сияет Голгофский крест, все еще без Спасителя.
Композиция мозаики церкви св. Космы и Дамиана повторена, сухо и безжизненно, в
начале IX в. в церкви св. Пракседы и несколько позже — в церкви св. Цецилии. Фигуры
святых становятся вытянутыми, тощими и лишенными всякой экспрессии; место
штриховки и здесь занимает черный контурный рисунок. Самая варварская из римских
мозаик — мозаика церкви св. Марка (827-844): шесть святых, стоящих по сторонам Христа,
едва напоминают собой живых людей; связь элементов, придававшая внутреннее
единство фигурам мозаики св. Пуденцианы, здесь совершенно отсутствует; фигуры стоят,
словно статуи, порознь, на отдельных возвышениях. Не следует, однако, забывать, что эти
регрессивные формы были предвестницами движения вперед на новой основе.

1 – Настенная живопись2 – Изображение святых4 – Мозаики греческого Востока5 – Мозаики Равенны. Италия6 – Книжная живопись7 – Рукописи из Александрии8 – Прикладная живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий