Металлические изделия, украшенные драгоценностями в христианском искусстве 5-6 веков.

Описание металлических изделий существовавших у дренвних христиан и язычников запада и их украшения драгоценными камнями.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Скульптура

Древнехристианские металлические изделия, имеющие художественное
значение, встречаются реже, чем хорошая резьба по кости. Среди серебряных сосудов
почетное место занимает открытый в 1894 г. четырехугольный сосуд церкви Сан-Назаро в
Милане, справедливо приписываемый Гревеном эллинистическому Востоку. На крышке
изображен Спаситель между хлебами и рыбами, по четырем сторонам — Богоматерь и три
ветхозаветные сцены, еще наполовину в перспективной манере. Великолепная
раннехристианская бронзовая медаль, принадлежащая христианскому музею Ватикана,
изображает характерные головы апостола Петра, с короткими волосами, и апостола Павла,
с лысой головой. Одна из самых красивых бронзовых ламп рассматриваемого времени,
имеющая вид судна с парусом, находится в музее Уффици во Флоренции. Кормчий этого
судна символизирует собой Христа; на носу стоит молящийся матрос. Упадок и
изменение форм в произведениях прикладного искусства происходят везде по тем же
законам, что и в больших чисто художественных произведениях. Только там, где новый
мир форм сталкивается со старым, мы вправе ожидать новых откровений. Поэтому нам
надо окинуть беглым взглядом еще германский Север, шедший собственным путем
именно в этой области. Вестготские, лангобардские и франкские металлические изделия
VI и VII вв. свидетельствуют о существовании внутренней связи во всем германском
прикладном искусстве этой эпохи, еще родственном искусству первобытных и
полукультурных народов.

В германских металлических изделиях этой поры, служивших религиозным целям,
христианские символы и фигурные изображения лишь изредка примешиваются к
знакомым нам орнаментальным мотивам языческой эпохи меровингского искусства. С
одной стороны, для украшения металлических блях употребляется роскошная, но грубая,
явившаяся, вероятно, в сасанидском царстве ячеистая глазурь (verroterie cloisonnйe), в
которой узор обычно составлен из красных камней или стекловидных паст, разделенных
металлическими перегородками, с другой стороны, по нашему мнению, древнегерманская
неправильная ленточная или ременная плетенка с головами животных, наряду с которой
появляются треугольники, ромбы, круги, диски, розетки и новый вид плетения с
широкими петлями, тогда как лиственный орнамент, неудачно подражающий античному,
встречается только у меровингских франков, притом лишь накануне каролингской эпохи.
К концу VI столетия относится богато украшенная красными камнями золотая корона
лангобардской королевы Теодолинды в ризнице Монцского собора; VII в. принадлежат
родственные по стилю вестготские короны в музее Клюни в Париже и в Королевском
арсенале (Armeria Real) в Мадриде. В меровингских могилах находят, с одной стороны,
плоские христианские кресты, покрытые древними языческими орнаментами, с другой —
бляхи обычного вида, украшенные древнехристианскими фигурными изображениями.
Насколько бесформенно выполнялись эти последние, показывает, например изображение
Даниила во рву львином на одной бляхе, найденной в могилах Лавиньи; но принцип
симметричного заполнения четырехугольной поверхности и здесь соблюден с
ненарушимой последовательностью. Особенно знамениты изделия золотых дел мастеров,
принадлежащие той части франкского государства меровингов, которая входит теперь в
состав Франции. Епископы соперничали здесь с королевским двором в украшении
церквей драгоценностями. Этого мало: в лице св. Элигия, епископа Нойонского (588-659),
мы встречаем здесь художника, пользовавшегося большой славой. Золотых дел мастера до
сего времени считают его своим покровителем. До самой французской революции еще
сохранялись великолепные произведения, вышедшие из его рук, например чаша церкви
Шелльского аббатства, близ Парижа. Шедеврами св. Элигия были балдахины над
гробницами св. Мартина в Туре, св. Геновевы в Париже и св. Дионисия в Сен-Дени. Из
еще существующих произведений св. Элигию приписываемая нижняя половина трона
Дагоберта I в Парижской Национальной библиотеке. Кроме того, во многих церквах
северо-востока Франции сохранились алтарные украшения (retables) и
мощехранительницы, в которых отражается его художественное направление. На них
также довольно часто встречаются неуклюжие фигуры, но вообще все они стоят на почве
меровингской орнаментики. Уже произведения этого рода заставляют нас
предчувствовать, что призванием Центральной Европы было поставить христианское
искусство лицом к лицу с новыми задачами.

Рис. 33. Бронзовая медаль с изображениями апостолов Петра и Павла.

Рис. 33. Бронзовая медаль с изображениями апостолов Петра и Павла.

Рис. 33. Бронзовая медаль с изображениями апостолов Петра и Павла.
1 – Первые христианские скульптуры2 – Скульптуры 5-6 веков.3 – Сюжеты на римских саркофагах4 – Резьба на слоновой кости6 – Эллинизм и древнее христианство

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий