Сицилийское искусство 12 века – церковная архитектура. История искусства Карла Вёрмана.

Описание архитектуры Сицилии, центр которой находился в Палермо и убранства Сицилийских церквей 11-13 веков. Мозаичное искусство Сициии.

Искусство Италии.
Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции
и Нижней Италии

Сицилия. Церковная архитектура (Палермо).

Самые блестящие образцы норманно- сарацино-византийского искусства находятся
на острове Сицилия. Центр этого искусства — Палермо и его роскошные окрестности; но
искусство это распространилось и в восточной части острова, до Чефалу и Мессины. И
здесь важнейшую роль играла архитектура. Из византийских купольных церквей Сицилии
следует отметить Сан-Джованни дельи Эремити (1132), Санта-Мария делль Аммиральо
(Ла Марторану, 1147) и Сан-Катальдо (заложенную в 1161 г.), все три — в Палермо. Сан-
Джованни дельи Эремити – пятикупольная церковь с продольным корпусом, трансептом и
тремя абсидами. Марторана первоначально была четырехугольной постройкой с тремя
абсидами; четыре колонны в ее средокрестии поддерживали купол на пандантивах. Сан-
Катальдо имеет три купола, из которых средний покоится также на четырех колоннах.
Однако архитектура этих церквей уже не вполне византийская: в них вместо
полуциркульной арки появляется стрельчатая; но это еще не готическая стрельчатая арка,
а арабская, и вообще в этих зданиях выказывается еще сарацинское, а не французское
влияние. Знаменитая Дворцовая капелла (Capella Palatina) в Палермо, сооружавшаяся с
1129 по 1140 г., только в своей восточной части, к которой принадлежат крытый
стрельчатым коробовым сводом трансепт и высокий купол над средокрестием, имеет
типичные черты византийской архитектуры. В трехнефном продольном корпусе капеллы
коринфские колонны с едва заметными импостами поддерживают высокие арабские
стрельчатые арки; сталактитовые своды над ними служат переходом к плоскому,
украшенному куфическими надписями деревянному потолку. Общий живописный
эффект, усиливаемый мозаичными украшениями, заставляет не замечать недостатка связи
архитектурных элементов между собой. Наконец, соборы в Чефалу (1132), Палермо (1169-
1185) и Монреале (1174-1189) — это западные базилики с норманнскими парными
башнями по бокам западного фасада и с коринфскими колоннами, поддерживающими
арабские стрельчатые арки внутри. Внешние стены соборов в Палермо и Монреале, в
особенности стены абсид, декорированы фальшивыми стрельчатыми, пересекающимися
друг с другом арками; главную, совершенно своеобразную прелесть Монреальского
собора составляет галерея клуатра (1200-1221) со стрельчатыми аркадами, колонны
которых, стоящие попарно и частью витые, роскошно орнаментированы мозаичными или
покрыты пластическими арабскими узорами; фигурные капители этих колонн
представляют нам сицилийскую пластику начала XIII столетия в благоприятном для нее
свете. Бронзовые двери, которыми Монреальский собор снабжен в XI столетии, были
изготовлены еще чужеземными мастерами. Двери северного входа — произведения
Баризана из Трани. Но двери западного портала, сработанные, как гласит надпись на них,
в 1186 г. пизанцем Бонанном, изображают на своих 42 панно многочисленные библейские
сцены, часто богатые фигурами, исполненные уже не в византийском, а в тоскано-
романском стиле, сухом и слабом в отношении форм, но более оживленном в отношении
композиции сюжетов. Историк сицилийского искусства Ди-Марцо вполне справедливо
признавал в вышеупомянутых каменных скульптурных капителях клуатра при
Монреальском соборе значительный художественный прогресс по сравнению с
соборными дверями. Но это был лишь временный подъем, за которым не последовало
дальнейших шагов вперед.

В ряду многочисленных мраморных изделий, покрытых узорами из разноцветных
камней и стеклянной мозаики, встречающихся в Сицилии столь же часто, как и в Нижней
Италии, достойны быть упомянутыми только алтарные загородки, кафедры, трон и
кропильница.

Рис. 72.Церковь Марторана в Палермо.

Рис. 72.Церковь Марторана в Палермо.

Рис. 72.Церковь Марторана в Палермо.

Рис. 73. Задняя сторона Монреальского собора.

Рис. 73. Задняя сторона Монреальского собора.

Рис. 73. Задняя сторона Монреальского собора.

 Рис. 74. Часть западных бронзовых дверей Монреальского собора.

Рис. 74. Часть западных бронзовых дверей Монреальского собора.

Рис. 74. Часть западных бронзовых дверей Монреальского собора.

Церковные мозаики Сицилии 12 века.

Дворцовой капеллы — произведения великолепные, но имеющие преимущественно
художественно-прикладной, декоративный характер. Тем большее внимание обращают на
себя главные произведения сицилийской живописи в рассматриваемую нами эпоху —
мозаики сицилийских церквей. Преимущественно этим великолепным мозаикам
сицилийское искусство норманнской эпохи обязано впечатлением роскоши и
торжественности, какое от него получается. Мозаики эти по большей части византийского
стиля и обычно рассматриваются как отголоски средневекового греческого искусства на
Западе. Древнейшие и лучшие из них находятся в соборе Чефалу (около 1148 г.). В его
главной абсиде, как вообще в западных церквах, помещено гигантское, величественное
поясное изображение Спасителя, блистающее яркими красками: нижняя одежда Христа —
золотая, верхняя — синяя, фон — золотой; белокурые волосы разделены посредине
пробором; черты лица — по-византийски заствашие, но их выражение величаво,
благородно и торжественно; византийские также выбор, компоновка и позы фигур святых,
изображенных в три ряда под иконой Спасителя. Надписи — греческие, как и на
сохранившихся только отчасти стенных и потолочных мозаиках палермской Мартораны.
Распределение сюжетов в Марторане напоминает афонские церкви. В куполе представлен
на золотом фоне во весь рост Христос, сидящий на престоле (фигура его слишком длинна)
и окруженный восемью пророками; на «парусах» изображены евангелисты. В более
полном виде дошли до нас мозаики палермской Дворцовой капеллы. Их золотой фон
наполняет своим ровным блеском всю церковь, а роскошь красок приковывает взгляд к
содержанию изображений. Спаситель представлен не только в середине купола, но и на
своде главной абсиды (колоссальное поясное изображение). Верх стен среднего нефа
занят сюжетами из Ветхого Завета. Главные события Нового Завета размещены по стенам
хора. Композиции «Бегство в Египет» и «Вход Господен в Иерусалим», несмотря на то что
скомпонованы совершенно по-византийски, выказывают в разработке этих сюжетов
большую жизненность. Надписи и здесь в большинстве своем греческие.

Рис. 75. Мозаика в абсиде собора в Чефалу.

Рис. 75. Мозаика в абсиде собора в Чефалу.

Рис. 75. Мозаика в абсиде собора в Чефалу.

Мозаики Монреальского собора – упадок мозаичного
искусства.

Наконец надо сказать несколько слов о мозаиках Монреальского собора.
Размещение их такое же, как и в вышеупомянутых церквах, но латинские надписи
занимают здесь уже заметное место среди греческих, а стиль изображений сделался менее
правильным, чего, особенно по сравнению с мозаиками собора Чефалу, нельзя не
признать упадком. Этот упадок еще заметнее в мозаиках Мессинского и Салернского
соборов. Владычество Гогенштауфенов уже ничего не могло прибавить к живописному
очарованию норманно-сицилийского искусства, развившегося под византийским и
сарацинским влияниями.

1 — Архитектура Венеции.2 — Архитектура3 — Скульптура и живопись Нижней Италии.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий