Развитие различных направлений искусства в древней Руси 11-13 веков – мозайки, иконопись, миниатюра.

Живопись древней Руси находилась под сильнейшим влиянием Византийской культуры, поэтому все произведения 11-13 веков выполнены в чисто византийских стилях.

Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на
востоке.
Живопись в древней Руси

Церковные мозайки

Древнерусская живопись — совершенно византийская, и ее памятники —
произведения греческих мастеров. Вследствие этого во внутреннем украшении русских
церквей главную роль играет мозаика, а фресковая живопись занимает второстепенное
место. Мозаики с золотыми фонами преобладают и в киевском Софийском соборе,
стенные изображения которого, отчасти сохранившиеся, тесно примыкают к циклам
мозаик византийских церквей: в средней абсиде представлена Богоматерь Заступница
(Богоматерь «Нерушимая Стена») с воздетыми руками; в среднем круге главного купола
сияет погрудное изображение Христа Вседержителя, окруженного четырьмя архангелами;
но сцены Страстей Господних на коробовых сводах исполнены альфреско. Язык форм
здесь живо напоминает позднемакедонское искусство Византии. Колорит светлее в
изображениях святых и более темен в библейских композициях; тени еще коричневые.
Как в мозаиках Дафни, верхние одежды изображены более темными, чем исподние.
Особенно любопытны фрески бытового содержания на стенах лестниц, ведущих на хоры,
и изображающие византийскую придворную жизнь, празднества, цирковые ристания,
охоту. Сцена охоты на белку воспроизводит — в чем мы согласны с О. Вульфом — эпизод
русской народной жизни.

В XII столетии отражается и в России перемена, произошедшая в византийском
понимании форм. В мозаике церкви Михайловского монастыря в Киеве, построенной в
1108 г., где изображен Христос, причащающий апостолов на Тайной Вечере, мы
встречаем те же вытянутые в длину, малоголовые фигуры, которые обычны во всем
восточном искусстве этой эпохи. Но во фресках Кирилловского монастыря в Киеве,
основанного в 1140 г., в движениях фигур и чертах лиц местами выказываются более
грубые славянские особенности, от которых не свободны и фрески Георгиевской церкви в
Старой Ладоге.

Иконопись

Станковая живопись играла на Руси важную роль уже в силу значения, какое имеет
в православной религии почитание икон. Чем древнее русские иконы этой эпохи и чем
ближе они к византийским оригиналам, тем выше они в художественном отношении.
Образ Владимирской Божьей Матери в московском Успенском соборе считается одним из
древнейших и лучших. Золотые фоны и свойственные поздневизантийскому искусству
неподвижные, оцепенелые позы фигур, нередко еще облеченных в настоящие золотые
ризы, остаются уделом русской иконописи.

Книжная миниатюра

Миниатюрная живопись вначале культивировалась в русских монастырях также
одними греческими монахами, но вскоре присоединились к ним и русские каллиграфы.
Самой древней, действительно русской иллюстрированной рукописью считается
Остромирово Евангелие (1056-1057), хранящееся в Российской Национальной библиотеке
в Санкт-Петербурге. Его миниатюры с фигурами, несмотря на то что в лицах некоторых
из них ярко выражен славянский тип (например, изображение евангелиста Марка), имеют
еще византийский характер. Изредка встречаются инициалы, составленные из
лиственных, цветочных и животных мотивов и выполненные в смешанном
северовизантийском стиле; нередко они усажены животными или женскими головками в
виде масок. Орнаментированные инициалы и заставки русских рукописей, образованные
из сплетенных цветочных и животных форм и ярко раскрашенные (красный и синий цвета
преобладают), до середины XIII столетия сохраняют свой причудливый характер,
отличный от характера орнаментики византийских рукописей.

Пластика в древней Руси

О древнерусской пластике можно сказать немногое. Знаменитые Корсунские врата
в новгородском Софийском соборе — немецкое произведение XII столетия;
западнороманский стиль с примесью славянских элементов виден также в скульптурных
украшениях («прилепах») Дмитриевского собора во Владимире и церкви Покрова-на-
Нерли. Чрезвычайно любопытен один из рельефов владимирского собора св. Дмитрия,
изображающий Восхождение на небо Александра Великого на колеснице, запряженной
грифами; сравнение этого рельефа с подобным изображением в венецианском соборе св.
Марка, послужившим для него образцом, наглядно показывает, как изысканные
византийские формы становились под руками русских мастеров грубыми и
тяжелыми.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий