Культура и искусство индейцев на северо-западе Америки.

В Северной Америки начинают создваться различные изваяния, изображающие людей. Однако большинство все же не совсем правдоподобно, ведь не точно передаются части тела, используется невозможные позы. Но все же лучшие работы доказывают, что умельцы уже приходят к определенным успехам.

Искусство первобытных и полукультурных народов
Искусство первобытных народов в последний период каменного века

Северо-западные американцы — индейцы, живущие на северозападном берегу Америки и на лежащих близ него островах, тлинкиты — преимущественно на материке, гайды — на островах королевы Шарлотты и жители острова Ванкувер. Так как эти племена обитают между 50° и 60° широты, то понятно, что большинство из них сооружает себе крепкие хижины, снабженные крышами с фронтонами; резные работы на этих хижинах, перед ними и внутри их составляют главную и наиболее своеобразную отрасль искусства этих народов, в фантазии которых, как в фантазии меланезийцев и некоторых полинезийцев, странным образом соединяются формы человека с формами животных. Прежде всего мы видим это на домовых, гербовых или тотемных столбах, поднимающихся у входной двери высоко над домом и крышей так, что их видно издалека. Изображения эти составлены из сидящих друг над другом, головой вверх или вниз, схвативших друг друга, иногда с почти открытой пастью нападающих друг на друга или держащих друг друга фигур животных или людей; причем эта фантастическая, ярко раскрашенная резьба обычно увенчивается изображением животного-тотема. Объяснение, данное Шурцем малайским, меланезийским и полинезийским резным работам подобного рода, находит себе подтверждение в этих художественных произведениях северо-западных индейцев. И здесь выказывается тесная связь между культами предков, животных, тотемов и мертвых. Все эти сооружения можно рассматривать как родословные деревья. По сравнению с резьбой Нового Мекленбурга, индейские работы, несмотря на свою более яркую окраску, в которой зеленый и синий цвета присоединяются в изобилии к старым трем цветам (черному, белому и красному, или к черному, желтому и красному), отличаются большей ясностью и трезвостью отдельных мотивов, равно как и большей резкостью и гладкостью исполнения. В истории искусства они принадлежат к наиболее фантастическим созданиям.

В зале Берлинского музея народоведения, где среди коллекции Якобсона хранятся замечательные художественные произведения этих народов, внимание прежде всего привлекает к себе великолепный тотемный столб — произведение индейцев племени гайда.

 Рис. 52 - Тотемный столб индейского племени гайда

Рис. 52 — Тотемный столб индейского племени гайда

Рис. 52 — Тотемный столб индейского племени гайда

Деревянные скульптуры у индейцев северо-западной Америки.

У северо-западных американцев нет недостатка и в больших деревянных изваяниях, которые должно считать изображениями предков или предводителей, а не религиозными фигурами. Головы этих изваяний обычно чересчур велики, туловища слишком коротки, позы, в пределах фронтальности, подвижны и натуральны, а лица окрашены в подражание татуировке. В лучших из этих изображений видно большее понимание строения тела, лица и отдельных членов, особенно рук, чем в превосходнейших полинезийских произведениях подобного рода. В Берлинском музее народоведения хранится множество таких деревянных фигур величиной приблизительно в натуру; из них особенно хороша фигура присевшего человека с открытым ртом и поднятой вверх правой рукой; эту фигуру считают изображением вождя, готовящегося произнести речь.

 Рис. 53 – Резная статуэтка из дерева (северо-запад Америки)

Рис. 53 – Резная статуэтка из дерева (северо-запад Америки)

Рис. 53 – Резная статуэтка из дерева (северо-запад Америки)
1 – Искусство последнего периода каменного века2 – Религиозное искусство тихоокеанского региона3 – Архипелаге Бисмарка4 – Микронезийцы5 – Зодчество океанийской культуры6 – Искусство острова Пасхи7 – Американское искусство – объединяя народы9 – Индейцы Северной Америки.10 – Бразильские индейцы.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий