Римская и умбирийска живопись 11-13 веков. Мастера Космати.

В 11-13 веках римская и умбирийская живопись переживает новый расцвет что особенно выразилось в мозаичном искусстве и церковных фресках (церковь Сан- Клементе).

Искусство Италии.
Искусство Рима и Умбрии.

Римская живопись 12 века. Расцвет мозаичного искусства.

Что касается живописи, Рим и Папская область уже принимали самостоятельное,
до известной степени, участие в развитии этой отрасли искусства. Даже римская мозаика,
которая, как мы видели, почти два века находилась в полном упадке, в XII столетии
пробудилась к новой жизни. Особенно замечательны мозаики церкви Санта-Мария ин
Трастевере. Большая мозаика на своде абсиды (1148), эффективно господствующая над
прочим украшением церкви, изображает Спасителя и Богоматерь, сидящих на троне, и ряд
святых, стоящих по обе стороны от него. Таким образом, изображение Богоматери в виде
царицы получает место в главной мозаике римской церкви, но отодвинуто несколько в
сторону; Христос продолжает занимать центральное, почетное положение. Фон мозаики —
золотой; одежды сияют также золотом, голубыми и синими цветами; только крайняя слева
фигура святого — в красном одеянии. При некоторых византийских деталях композиции
основной ее мотив — новый, в духе нового времени, а бедные, угловатые, хотя и не
лишенные известной широты формы далеки от византийской утонченности сицилийских
мозаик того же времени. Более византийский характер по своему содержанию имеет
грубая абсидная мозаика в церкви Санта-Франческа Романа, относящаяся к XIII столетию.
Пресвятая Дева восседает здесь на престоле одна, в торжественно-величавой позе; но и
тут замечается отклонение от византийской композиции: Богоматерь не держит Младенца
прямо перед собой, а Он стоит несколько сбоку, на одном ее колене. Возврат к
византийству наступает затем при папе Гонории III, который в 1128 г. обратился
письменно к венецианскому дожу с просьбой прислать ему художников-мозаичистов для
украшения церкви св. Павла. Мозаика главной абсидной ниши в Сан-Паоло фуори ле
Мура, исполненная греческими или обученными греками мастерами, главное изображение
которой представляет на золотом фоне Спасителя среди четырех стоящих святых, правда,
сильно реставрирована, но и в нынешнем своем виде она не оставляет никакого сомнения
относительно византийского характера своего рисунка. Надписи в ней, по крайней мере
отчасти, сделаны греческими буквами. Древнехристианской по композиции вообще, но
византийской по исполнению деталей представляется мозаика абсиды в церкви Сан-
Клементе, обычно относимая (по де Росси) к середине XII столетия, но более
основательно приписываемая Циммерманом эпохе подражания византийским образцам,
то есть началу XIII столетия. Замечательно, что распятый Спаситель, фигура которого
довольно мала по сравнению с крупными арабесками, окаймляющими все полукруглое
изображение, впервые в Риме представлен с закрытыми глазами и поникшей головой, но
Его ноги, опирающиеся на перекладину креста, пригвождены еще каждая
отдельно.

Рис. 78. Мозаики абсид в средневековых римских церквах: вверху — в церкви Санта-Мария ин Трастевере;внизу в церкви Сан Паоло фуори ле Мура.

Рис. 78. Мозаики абсид в средневековых римских церквах: вверху — в церкви Санта-Мария ин Трастевере;внизу в церкви Сан Паоло фуори ле Мура.

Рис. 78. Мозаики абсид в средневековых римских церквах: вверху — в церкви Санта-Мария ин Трастевере;внизу в церкви Сан Паоло фуори ле Мура.

Мастера Космати.

Противоположность этим византийским или работавшим под византийским
влиянием мозаичникам в начале XIII столетия составляли Космати, занимавшиеся также и
фигурными изображениями. Мастером Якобом и его сыном Космой сработан, как видно
из сделанной ими надписи, круглый щит над входом в бывший Монастырь в память
освобождения рабов (теперь вилла Маттеи). Сидящий на престоле Спаситель держит в
одной руке белого, в другой черного раба, единственное одеяние которых — передник. Это
оригинальное по замыслу и своеобразно выполненное произведение, к сожалению, сильно
попорчено при последней реставрации здания. К нему близко подходит по стилю поясное
изображение Спасителя в круглом медальоне над правой входной дверью собора в
Чивита-Кастеллана (1210); в круглом, обрамленном небольшой бородкой, мало
выразительном лице Спасителя уже нет ничего византийского.

Фрески церкви Сан-Клементе

Из римских фресок особенно достойна внимания позднейшая, исполненная около
1080 г., роспись нижней церкви Сан-Клементе, изданная в красках Салацаро. В высшей
степени натурально представлены две сцены из легенды о св. Клименте: в нартексе — чудо
во храме, изображенном на фоне моря, в среднем нефе — обращение св. Климентом
Сизиния в христианство. Здания нарисованы довольно правильно, движения
непосредственно прочувствованы, хотя и не совсем умело переданы; в фигурах и головах
видно стремление соединить благородство с грацией. Вторая фреска нартекса,
изображающая перенесение останков св. Климента в церковь, дает нам полное понятие о
технике этой живописи, с ее темно-синими фонами, черными контурами, которые в
костюмах превращаются в белые, и со слабо моделированными краснощекими
лицами.

В первой половине XIII столетия стиль фресок церкви Сан-Клементе усваивается
дошедшей до нас росписью некоторых из римских церквей; он не развивается в ней
дальше, но остается в стороне от византийского направления тогдашних больших мозаик.
Укажем прежде всего на простые по композиции, к сожалению переписанные, фрески на
темы из жизни св. Лаврентия, Стефана и Ипполита в нартексе церкви Сан-Паоло фуори ле
Мура; затем — на ошибочно отнесенные Кроу и Кавальказелле к XI столетию более
разнообразно скомпонованные фрески на сюжеты из жития св. Агнесы и Агаты,
находившиеся прежде в церкви Санта-Аньезе, а теперь хранящиеся в Латеранском музее,
и, наконец, на фрески 1228 г. в капелле св. Григория в Нижней церкви Сакро-Спеко в
Субиако, в Сабинских горах. Здесь же находится знаменитое портретное изображение
Франциска Ассизского, который написан без нимба, следовательно, еще до своей
канонизации в 1228 г.; эскиз этого портрета был сделан, по всей вероятности, с натуры, в
1222 г. Перед нами — высокий сухощавый монах в одежде своего ордена, с благородным,
глубоко одухотворенным лицом. Это один из первых настоящих портретов, исполненных
в средневековой Италии, и вместе с тем древнейший из сохранившихся портретов
великого обновителя католической религии. Святой Франциск Ассизский — самый
трогательный и задушевный из иноков, одно из самых чистых и поэтических воплощений
средневекового христианства. В его лице Италия произвела третьего основателя ордена.
Монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского удовлетворяло церковным и
художественным потребностям этой страны в течение 700 лет. св. Доминик (ум. в 1221 г.)
лишь немногим предупредил св. Франциска (ум. в 1226 г.). Францисканцы и доминиканцы
оказали огромное влияние на всю последующую церковную и художественную жизнь, и
хотя это влияние выказалось в полной силе только в эпоху позднего средневековья, но что
касается св. Франциска, то оно выразилось тотчас же по его канонизации (1228)
сооружением посвященной ему ломбардо-романской Нижней церкви в Ассизи;
украшающие эту церковь фрески на сюжеты из жития святого написаны, однако, не
раньше середины XIII столетия.

Рис. 79. Образ св. Франциска Ассизского в Нижней церкви Сакро-Спеко в Субиако.

Рис. 79. Образ св. Франциска Ассизского в Нижней церкви Сакро-Спеко в Субиако.

Рис. 79. Образ св. Франциска Ассизского в Нижней церкви Сакро-Спеко в Субиако.

Умбирийские образы распятого Христа

Первой половине XIII столетия принадлежат некоторые большие умбрийские
деревянные распятия, позволяющие в значительной степени проследить развитие
искусства в рассматриваемую эпоху. Эти своеобразные памятники — особый род
среднеитальянской станковой живописи. Они свидетельствуют, что в начале XII столетия
распятый Христос изображался еще с отдельно пригвожденными к кресту стопами, с
поднятой головой и открытыми глазами, не как страдалец, а как торжествующий
Искупитель. Происшедшая вскоре за тем перемена объясняется, с одной стороны,
возраставшим в то время влиянием византийского искусства, с другой — влиянием
проповедей св. Франциска, темой которых часто служило изображение умирающего
Спасителя. На этих распятиях лик Христа постепенно принимает страдальческое
выражение, глаза смыкаются, голова склоняется к правому плечу, тело опускается под
собственной тяжестью. Параллельно с этими изменениями в композиции Распятия, хотя и
не так скоро, появляется пригвождение обеих ног, сложенных одна с другой крест-
накрест, одним гвоздем, — чисто западная особенность. Тогда как изображения Спасителя,
торжествующего на кресте, прекращаются уже вскоре по прошествии первой трети XIII
столетия, пригвождение обеих ног одним гвоздем становится общеупотребительным
только начиная с последней четверти этого столетия. Важнейшие из сохранившихся
умбрийских распятий этого рода уже тем одним, что Христос представлен на них живым,
а его ноги пригвожденными порознь, свидетельствуют о более древнем происхождении.
Большое распятие в главной церкви Сполето, формы которого, чрезмерно вытянутые в
длину, указывают на отразившееся в нем византийское влияние, помечено 1187 г. и
именем художника Альберта. Более итальянский характер, уже по округлому очертанию
головы Спасителя, имеет знаменитое распятие в церкви св. Клары в Ассизи — то самое, с
которого, по легенде, Спаситель говорил со св. Фанциском. Сравнение этих двух распятий
убеждает, что около конца XII столетия и в этой отрасли искусства наряду с
направлением, сильно проникнутым византийством, обозначалось другое, более
самостоятельное.

Архитектура и скульптура Рима.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий