Мозаики и фрески Ломбардии 11-13 веков. История искусства.

Живопись Ломбардии была наименее развитым искусством в 11-13 веках: мозаики изготавливались в Византийском стиле (восточном), а фрески в западном.

Искусство Италии.
Ломбардо-романское искусство

Памятники ломбардской живописи, относящиеся к рассматриваемому времени,
сохранились в меньшем количестве. Среди немногих из них, заслуживающих упоминания,
мозаики, в сущности, имеют византийский характер, а во фресках, наоборот, чувствуется
западное веяние. После доказательств, приведенных Каттанео и Максом Циммерманом,
не остается сомнения, что мозаика абсиды в миланской церкви св. Амвросия исполнена не
в IX, а в XII столетии. Действительно, как по содержанию своему, так и по формам она
вполне византийское произведение того времени. Очень возможно, что исполнившие ее
мастера были вызваны из Венеции. В середине абсиды изображен на золотом фоне
Христос, сидящий на престоле и окруженный длинными окоченелыми фигурами святых.
Справа и слева изображены под сенью пальм церковь св. Мартина в Туре и церковь св.
Амвросия, из которой, как гласит предание, душа св. Амвросия перенеслась во время его
сна в церковь св. Мартина, дабы присутствовать при перенесении мощей этого святого.
Сцена, воспроизводящая эту легенду, скомпонована очень неумело; тем не менее ее общее
впечатление, несмотря и на некоторую сухость колорита, довольно сильное.

Мозаики Пармского баптистерия.

Важнейшие из ломбардских фресок первой половины XIII столетия находятся в
освещенном 20 окнами куполе Пармского баптистерия. Середину купола занимают
изображения 12 апостолов и символы евангелистов; Христос представлен между
Богоматерью, с одной стороны, и Иоанном Предтечей и апостолом Иоанном — с другой.
Весьма интересны фрески со сценами из жития Иоанна Крестителя. В лицах еще мало
выражения, но жесты фигур, торопливые и оживленные, свидетельствуют о значительном
успехе, достигнутом в передаче движений. Синий фон, черные контуры и слабая
моделировка являются и здесь характерными свойствами романской стенной
живописи.

Рассмотрение итальянской миниатюрной живописи этого времени мы должны
предоставить специальному исследованию. Контурный, неверный рисунок
иллюминирован обычно жестко и резко; телесную краску лиц заменяют красные
пятна.

1 — Архитектура Ломбардии2 — Скульптуры

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий