Дворец Салмансара в Немруде.

Ассирийское искусство было значительно развито в отношении возводимых статуй, в которых отмечалось практически всегда фронтальное положение – все это свидетельствует о значительном уровне круглой пластики.

Месопотамское искусство
Ассирийское искусство

Дворец Салмансара II.

Сын Ашшурнасирпала, Салманасар II (860-824 гг. до н. э.), построил центральный дворец в Нимруде (Калахе) и расширил начатые еще при его отце постройки в Имгурбеле (Балавате). Важнейшие из пластических произведений, относящихся ко времени царствования этого государя, находятся в Британском музее; это, во-первых, так называемый черный обелиск, на всех четырех гранях которого помещены в пять рядов, один за другим, изображения царей, данников ассирийского государя, с их слонами и верблюдами (рис. 150); во-вторых, найденная в Ашшуре (Калех-Шергате) базальтовая, утратившая голову фигура царя в сидячем положении и, в-третьих, большая часть знаменитых бронзовых пластин, служивших облицовкой ворот в Балавате, с изображениями походов царя. Стиль этих произведений отличается уже более мягкими, более расплывчатыми контурами и несколько более отчетливым задним планом в сравнении с тем, какой мы находим в северо-западном дворце. Сидящая фигура царя производит впечатление слабого подражания такой же царской статуи из Телло.

 Рис. 150 – Обелиск Салмансара II

Рис. 150 – Обелиск Салмансара II

Рис. 150 – Обелиск Салмансара II

В центральном дворце Салманасара II в Нимруде найден также один из совершеннейших образцов ассирийской живописи на глазурованном кирпиче. На одном и том же кирпиче изображены в полный рост царь и сопровождающие его евнух и воин; царь держит в правой руке чашу, из которой делает возлияние в честь находящейся перед ним фигуры, сохранившейся лишь наполовину. Контуры — еще черные, но уже едва заметны. Выцветшие краски костюмов — белая, темно-желтая и серовато-желтая; фон — светло-желтый. Фигуры — более стройны, чем на современных этой живописи рельефах; в руках и ногах преувеличенной мускулатуры незаметно. Из юго-восточных развалин Калаха, относящихся, вероятно, ко времени царствования Рамманирариса III (811-732), добыты многочисленные фрагменты живописи на кирпиче, хранящиеся в Британском музее; от более древних памятников этого рода они отличаются белым цветом контуров . Этими контурами здесь очерчены, без обозначения мускулатуры, поразительно стройные светло-желтые и светло-синие фигуры на зеленоватом или желтоватом фоне.

Дворец Тиглатпаласара III Узурпатора (745-727), в Калахе, был разрушен его преемником. Впоследствии Асархаддон употребил рельефы из залов этого дворца для своей новой постройки. К их числу, по всей вероятности, принадлежат изображения, изданные Лайярдом, — шествие со взятыми в добычу изваяниями богов, которых несут на плечах два человека.

1 – Введение2 – Особенности архитектуры.3 – Орнаменты4 – Керамика, орнаменты5 – Дворец Нимруда7 – Ассирийское искусство при Саргонидах8 – Закат ассирийского царства.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий