Архитектура Равенны при византийском и остготском правления – 6 век. История искусства.

Древнехристианские церкви и другие религиозные постройки при различных правителях.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение

Вклад в развитие архитектуры императрицы Галлы
Плацидии.

Галла Плацидия, возвратившись из Константинополя в Равенну после бурного
переезда по морю, основала в 425 г. трехнефную базилику во имя евангелиста Иоанна. В
этой церкви мы уже находим импосты над коринфскими капителями, встречающиеся
впервые в 421 г. в галереях подземных водоемов Константинополя. К ранним равеннским
базиликам примыкают также крестообразный мавзолей Галлы Плацидии (теперь церковь
св. Назария и Кельсия) с его четырехугольной башней над средней частью здания и
небольшая архиепископская капелла с крестообразным потолком. Большое впечатление
производит так называемый православный баптистерий, служивший в то время
крестильницей, а потом превращенный в церковь св. Иоанна в купели (S. Giovanni in
fonte). Хотя это восьмиугольное здание, как указал Риччи, воздвигнуто на фундаменте
одного из залов языческих терм, однако оно по своей архитектуре относится к первой
половине V в. Стены этого сооружения украшены внутри двухъярусными глухими
аркадами; над их полуколоннами лежат на импостных камнях подпружные (стенные)
арки. Над верхними арками устроен плоский купол, замаскированный снаружи шатровой
крышей.

Аритектура при короле Теодорике.

Эпохе Теодорика до самого последнего времени приписывали прежде всего
развалины так называемого королевского дворца. Новыми раскопками установлено, что
это здание было сооружено в VIII столетии и, следовательно, не могло быть дворцом
Теодорика. Тем не менее его фасад с глухими аркадами и большой круглой нишей в
верхнем этаже непосредственно примыкает к таким же образом декорированным фасадам
дворца Диоклетиана в Салоне и пропилеям Золотых ворот в Константинополе. Но
подлинность другой постройки, связанной с именем великого остготского короля,
мавзолея Теодорика, не подлежит сомнению. Это массивное здание, сооруженное около
525 г., состоит из шестнадцатиугольного нижнего этажа и круглого верхнего,
окруженного снаружи открытой аркадной галереей; покрывающий его купол, состоящий
из одного огромного круглого камня приводит на память доисторические
дольмены.

Будучи христианином (арианином), Теодорик старался украсить Равенну новыми
церквами. Построенный им арианский собор, с тех пор как сделался католическим,
зовется церковью св. Аполлинария Нового (S. Apollinare Nuovo). Это типичная равеннская
трехнефная базилика, без трансепта, но и без эмпор, с многоугольной снаружи абсидой,
импостами между коринфскими капителями и пятами арок. Напротив того, арианский
баптистерий (S. Maria in Cosmedin) — лишь подражание православному
баптистерию.

Рис. 12. Церковь св. Аполлинария in Classe близ Равенны.

Рис. 12. Церковь св. Аполлинария in Classe близ Равенны.

Рис. 12. Церковь св. Аполлинария in Classe близ Равенны.

От переходного времени между остготским и византийским владычеством
сохранились в Равенне два чрезвычайно важных памятника церковной архитектуры: один
из них типа базилики, другой — центрально-купольного. Базилика, освященная в 549 г.
церковь св. Аполлинария в старой равеннской гавани, Классисе (S. Apollinare in Classe),
стоит теперь в открытом поле, неподалеку от густого леса пиний. Это простое кирпичное
здание расчленено снаружи лопатками и глухими арками. Подле него, как и подле церкви
св. Аполлинария Нового, высится круглая башня (построенная позже). Эти круглые
башни так же характерны для равеннских базилик, как четырехугольные для римских.
Колонны трехнефной продольной части церкви св. Аполлинария in Classe отличаются
плоскими базами, капителями с восточными, «раздуваемыми ветром» листьями аканфа и
плоскими, украшенными крестами импостами. Центрально-купольная церковь св.
Виталия (S. Vitale), сооруженная, по изысканиям Риччи, в 540-547 гг.,- один из
замечательнейших храмов VI столетия. Если даже принять, вместе с Ривойрой и другими
исследователями, что она построена раньше константинопольской церкви св. Сергия и
Вакха или одновременно с нею, то все-таки представляется более вероятным
предположение, что ее план заимствован с Востока, чем мнение Ривойрыэ по которому
константинопольская церковь сооружена по плану равеннской. Прототипы как той, так и
другой надо искать на малоазийском и сирийском Востоке. Средний восьмиугольник
церкви св. Виталия опоясан уже не четырехугольной, а восьмиугольной окружной стеной;
восемь столбов поддерживают легкий, сложенный из полых внутри кирпичей купол,
который снаружи скрывается под восьмиугольной надстройкой и шатровой крышей. В
пролетах между столбами, за исключением алтарной стороны, стоит по две колонны,
поддерживающих эмпоры; эти колонны и соответствующие столбы расположены
полукругами, образующими семь ниш. Концентричность плана выражена здесь сильнее,
чем в константинопольских церквах этого типа. Только четырехугольное алтарное
помещение перед абсидой имеет по бокам прямолинейные двухъярусные аркады. Притвор
лежит (быть может, следуя направлению улицы) не прямо против одной из сторон
восьмиугольника, как следовало бы ожидать, а наискось, перед одним из углов, как это
более последовательно проведено в одной восьмиугольной церкви в Бин-бир-килисе, в
Малой Азии. Отдельные формы церкви св. Виталия вполне византийские. На всех
колоннах имеются импосты между капителями и арками. Капители отчасти еще
композитные, с глубоко надрезанным, уже несколько схематичным аканфом, отчасти
настоящие воронкообразные, покрытые плоскими, стилизованными листьями или
корзиночным плетением. Сан-Витале есть и остается чисто восточной церковью на
итальянской почве. Церковь эта, несмотря на то что несколько высока, богата внутри
очаровательными эффектами перспективы и просветами, которым здесь, как и во всех
церквах Равенны, живописность и изящество придают великолепные мозаики потолков и
стен.

1 – Введение.2 – Христианская церковь3 – Церкви на востоке и юге4 – Церкви Сирии и Малой азии5 – Церкви Армении.6 – Архитектура Константинополя7 – Римская архитектура9 – Зарождение романского стиля10 – Заключение (символы в архитектуре).

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий