Церкви Константина великого – архитектура христианства на юге. История искусства.

Христианская архитектура получила широкое распространение, о том где строились первые христианские церкви и связь этой архитектуры с предшествующей.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение

Церкви эпохи Константина Великого.

Из римских центральных церквей эпохи Константина особенно замечательны две —
круглая церковь св. Констанции и восьмиугольный баптистерий при Латеранском соборе.
По-видимому, церковь св. Констанции первоначально была также баптистерием, но в 354
г. она стала усыпальницей дочерей Константина. Высокая цилиндрическая центральная
часть сооружения, с проделанными в ней окнами, купол которой снаружи замаскирован
шатровой крышей, а внутри образует полусферический свод, поддерживается 12 парами
колонн, расположенными кольцеобразно и соединенными между собой посредством арок.
Круговая галерея, перекрытая коробовым сводом, довершает впечатление спокойного
благородства форм, производимое интерьером церкви. В восьмиугольной Латеранской
крестильне 8 гладких порфировых колонн с капителями различной формы окружают
большую, углубленную купель; однако ко времени Константина, по всей вероятности,
относится только план этого здания.

Константин Великий украсил дворцами и храмами новый Рим, на берегу голубого
Босфора, еще раскошнее, чем древний. Эти дворцы и храмы давно исчезли с лица земли, и
только из старинных описаний, собранных в трудах в. Унгера и Ж.-П. Рихтера, мы знаем о
многочисленных базиликах Константинополя, среди которых первое место занимал
старый храм св. Софии; лишь по литературным источникам знаем мы великолепную
надгробную церковь императора и церковь св. Апостолов, которая во времена
Константина состояла из четырех крестообразно расположенных нефов; в
четырехугольнике, образованном их пересечением, 12 колонн, символизировавших собой
12 апостолов, поддерживали золоченый купол. Но наиболее роскошными и
значительными церковными сооружениями первый христианский император украсил
Святую Землю. Большая пятинефная базилика с эмпорами над боковыми нефами
высилась подле Гроба Господня в Иерусалиме. Пять нефов имеет также сохранившаяся до
нашего времени церковь Рождества Христова (или Богородицы) в Вифлееме; по крайней
мере, продольная ее часть — древняя. К наиболее знаменитым центральным религиозным
сооружениям Востока принадлежали восьмиугольная церковь в Антиохии, обширная
круглая церковь на Масличной горе в Иерусалиме и великолепный Никейский храм, в
котором заседал в 325 г. первый Вселенский Собор. Вышеупомянутая Иерусалимская
базилика соединялась посредством двухъярусного портика с роскошной церковью Гроба
Господня, имевшей форму ротонды и увенчанной в середине, над самым Гробом,
открытым в вершине куполом. Остатки этого сооружения, входящие в состав позднейших
построек, изданы Стриговским. Их богатые карнизы, со шнурами перлов и пышными
завитками аканфа, напоминают орнаментные мотивы Бальбека и Пальмиры.

Разумеется, что все эти роскошные константиновские сооружения в Палестине,
воплощавшие в себе большей частью восточные архитектурные идеи, имели большое
влияние на дальнейшее развитие христианского церковного зодчества.

Огромное количество древнехристианских церквей послеконстантиновского
времени как в восточных, так и в западных странах Средиземного моря дошли до нас
отчасти в развалинах, отчасти в довольно хорошей сохранности. Целый ряд научных
исследовании посвящен сокровищам и остаткам этого художественного мира; для Запада,
наряду с ценным, но требующим при пользовании им некоторой осторожности трудом
Гюбша, следует упомянуть, например, издание Дегио и Бецольда. Монографии Тексье,
Вуда, Вульфа, Зальценберга, Кваста, де Вогюе, Бутлера, Стриговского и других знакомят
нас с христианскими памятниками Малой Азии, Константинополя, Равенны, Сирии и
Египта.

Христианская архитектура в Египте (Александрия).

Одним из главных очагов раннего христианства был Египет, а средоточием
древнехристианской учености была его столица, Александрия. Египетские христиане,
которых арабы впоследствии называли коптами, были носителями идей аскетизма.
Долина Нила стала родиной пэстыней и монастырей.

От ранних египетских базилик, среди которых особенно славилась церковь св.
Марка в Александрии, не сохранилось ничего; но из позднейших коптских церквей,
своими остатками покрывающих значительные пространства, дошло до нас несколько,
достаточно ясно доказывающих восточный характер этой архитектуры. Это широкие и
короткие базилики, которые, по Бутлеру, часто имеют над алтарем купол или полукупол;
по Гайе, впрочем, в них преобладает плоское покрытие; арки их — вытянутые или
ломаные. Римский трансепт в них отсутствует, но зато над боковыми нефами имеются
эмпоры. Главная коптская церковь в старом Каире — Мари-Гиргис, то есть церковь св.
Георгия; абсида ее с полукруглыми уступами. Один из древнейших монастырей — Анба-
Шенуди (Белый монастырь), трехнефная церковь которого восходит к V столетию. Его
ворота и каменная ограда увенчаны древнеегипетским желобчатым карнизом. Вообще
отголоски Древнего Египта в коптском искусстве далеко не так редки, как это утверждали
в прежнее время. Правда, орнаменты крышек саркофагов, церковных решеток и прочих
возникли на эллинистической почве, но кое-где в них обнаруживается уже переход к
геометрической стилизации растительных мотивов, столь любимой Востоком.

Христианские церкви на северо-западе Африки.

Церкви северо-запада Африки своими отступлениями от нормального типа базилик
подтверждают наш взгляд, что все базилики, как таковые, выводить из одного рода
построек ошибочно. У некоторых базилик Гайдры в Тунисе нет абсиды, которой в других
случаях дается снаружи форма прямоугольника. Основанная в 325 г. базилика в
Орлеансвилле (в Алжире) — одна из первых, получивших кроме восточной абсиды еще и
западную; правда, она воздвигнута уже в 475 г., над могилой св. Репарата. Очень известны
развалины базилики в Тебессе, описанные в последний раз Виландом. Найденные в них
плиты орнаментированы, наряду с христианскими рыбами, античными лиственными
мотивами; последние и здесь начинают становиться схематичными. Часто в
североафриканских церквах к абсиде примыкают характерные для христианского Востока
боковые помещения, диаконик и профезис; первый служил ризницей, во втором
хранились священные сосуды. О Востоке напоминает также нередко встречающийся здесь
внутренний притвор (нартекс).

1 – Введение.2 – Христианская церковь4 – Церкви Сирии и Малой азии5 – Церкви Армении.6 – Архитектура Константинополя7 – Римская архитектура8 – Архитектура Равенны VI века9 – Зарождение романского стиля10 – Заключение (символы в архитектуре).

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий