Искусство Нижней италии и Сицилии в 12 веке – архитектура.

Нижняя италия и Сицилия была подвержена влиянию множества соседних культур (нормандской, византийской, сарацинской) на стыке которых и образовалась их архитектура 11 столетия, которая, к сожалению не получила продолжения

Искусство Италии.
Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции
и Нижней Италии

Положение Нижней Италии и Сицилии

Нижняя Италия и Сицилия, из-за обладания которыми в течение нескольких веков
боролись арабы, византийские греки и лангобарды, во второй половине XI столетия
благодаря мужеству и мудрости норманнских завоевателей (скандинавов), еще в
Нормандии полуофранцузившихся, соединились в одно королевство, оставшееся под
норманнским владычеством приблизительно до конца XII в., а с 1194 г. и до конца
рассматриваемой нами эпохи находившееся под непосредственной властью германских
императоров. Когда при дворе Фридриха II, «короля Обеих Сицилии», впервые расправила
свои крылья прелестная по своей безыскусности юная итальянская поэзия, уже были
воздвигнуты с той и другой стороны Мессинского пролива все те великолепные
сооружения, в которых византийские, норманнские, сарацинские и латинские черты
слились в одно новое целое, полное своеобразной красоты, хотя и заключавшее в себе
мало задатков для дальнейшего развития.

Архитектура Нижней Италии

В зодчестве Нижней Италии в продолжение всей норманнской эпохи происходила
борьба новых художественных течений с византийскими преданиями. Из базилик
древнего, или норманнского, стиля с плоским покрытием заслуживают упоминания
некоторые, теперь перестроенные, церкви, каковы, например, соборы в Салерно и
Равелло, а также хорошо сохранившаяся, славящаяся своими мозаиками церковь Сант-
Анджело ин Формис, близ Капуи. В этой последней нет трансепта. Салернский собор —
норманнская базилика со столбами и атрием, античные колонны которого соединены одна
с другой повышенными арками; как здесь, так и в большинстве церквей этого рода среди
архитектурных деталей встречаются отдельные византийские или сарацинские мотивы.
Великолепный собор в Бари и церковь Сан-Никкола э Катальдо в Лечче увенчаны, над
первоначальной романской постройкой, византийским восьмигранным куполом.
Купольные церкви Сант-Андреа и Сан-Франческо в Трани, собор в Канозе и описанная
Дилем церковь аббатства Санта-Мария дель Патир, близ Россано, представляют и в плане,
и в архитектуре смешение западных и византийских форм. Чисто византийскими, подобно
церкви в Россано, нужно признать изданную г. Шульцем Каттолику в Стило и церковь
Сан-Джованни дельи Эремити в Палермо.

Многие из этих южноитальянских церквей отличаются богатством скульптурных
украшений на косяках, архитравах и створках дверей, равно как и роскошью всего
внутреннего убранства. И в этом убранстве сарацинские художественные мотивы
перемешаны с византийскими. Богатый стилизованный лиственный завиток встречается
наряду с розетками и чисто геометрическими орнаментами. Среди них нередко уделено
место и животному миру. Примером могут служить пышные арабески на косяке дверей
Салернского собора (1099), в которых среди цветочных завитков попадается изображение
представителя восточной фауны, верблюда.

1 — Архитектура Венеции.3 — Скульптура и живопись Нижней Италии.4 — Архитектура и живопись Сицилии

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий