Датские архитекторы в XVIII веке

Без рубрики
Датское искусство, замок Христиансборг

Скандинавское искусство XVIII века
Датское искусство XVIII века

Развитие датского искусства шло значительно интенсивнее, чем шведского. Датская архитектура оставила большое количество памятников, хотя и с существенным франко-немецким влиянием

Еще самостоятельнее, чем шведское, развилось в XVIII веке датское искусство, главной ареной которого был по-прежнему красивый, осененный буками, остров Зеландия. Еще в большей мере, чем Стокгольм, Копенгаген вырос в эту эпоху в новый, современный город. Потребность в архитекторах Копенгаген мог уже удовлетворять собственными силами. Связь с немецким искусством, в свою очередь стоявшим под влиянием французов и итальянцев, проявляется в большинстве датских художественных сооружений этого века. Наиболее значительными датскими архитекторами XVIII века были Нильс или Николай Матисен Эйгтвед (1701-1754), бывший в Варшаве и Дрездене помощником Пёппельмана, посетивший Вену, Мюнхен и Рим, но отдавший с 1736 г. свои силы родине, затем его зять и ученик Георг Давид Антон (1714-1781) и его друг, автор «Датского Витрувия», Лауридс Лауридсен де Турах (1706-1759), ставший уже в 1733 г. старшим архитектором в Копенгагене. Но даже и в архитектуре здесь не могли вполне обойтись без приглашения французов. Для пластической декорации обширного замка Христиансборг в Копенгагене, новое здание которого было лучшим строительным предприятием Дании в первой половине столетия, был призван французский скульптор Луи Огюст Леклерк, родившийся в 1688 г., ученик Куазево; для окончательной разработки плана большой мраморной Фридриховской церкви, которая, как копенгагенская купольная постройка, должна была соперничать с лондонским собором и с парижским Пантеоном, был приглашен Никола Анри Жарден (1720-1799), вопреки немецкому полубарокко, рококо Эйгтведа, Тураха и Антона, использовавшего французский неоклассицизм Габриеля.

В правление Фридриха IV (1699-1730) в 1725-1727 гг. был отстроен старый королевский дворец, а в 1705 г. церковь Спасителя, которой лишь впоследствии Тура придал своеобразную, окруженную снаружи винтовой лестницей башню; в то же царствование возник простой замок Фредериксберг, убранство которого, не считая его портала наподобие триумфальной арки, состоит лишь из разделанных простых с раскосом наружу оконных обрамлений, и несколько богаче расчлененный замок Фреденсборг, над двумя главными этажами которого возвышается еще восьмиугольный купольный этаж.

В царствование Христиана VI (1730-1746) возник в Копенгагене новый королевский дворец Христиансборг, первые планы которого принадлежат королю и его немецкому военному архитектору Элиасу Давиду Гейзеру (ум. в 1745 г.). Постройка была начата в 1732 г.; в 1736 г. Эйгтведу и Тураху были поручены работы по внутренней архитектуре и отделке верхних этажей, Леклерку, выполнившему также портал, — пластическая декорация; в 1740 г. дворец был вполне закончен. Это была несколько тяжеловесная постройка в стиле сухого барокко: нижний этаж и мезонин облицованы плитами, оба верхних этажа связаны пилястрами и полуколоннами, плоские арочные фронтоны лежат над боковыми ризалитами, плоский треугольный фронтон — над средним ризалитом. Красивейшее из его внутренних помещений, величественный «рыцарский зал», с нижней половиной, расчлененной коринфскими парными колоннами, был закончен позднее Жарденом. Этот дворец сгорел в 1794 г. Новое здание, воздвигнутое на его месте Христианом Фридрихом Ганзеном, также стало в 1884 г. добычей пламени. Из остальных дворцов и замков, возникших во время правления Христиана VI, должен быть назван прежде всего скромно украшенный одними лишь ионическими пилястрами замок Шарлотенлунд близ Клампенборга, затем удачно распланированный дворец королевских принцев в Копенгагене (1743) простая, но хорошо расчлененная постройка Эйгтведа, наконец, единоличная постройка Тураха — красивый «Эрмитаж» в Зоологическом саду, с его выступающим ионическим средним порталом в нижнем этаже, облицованным плитами, и с украшенным коринфскими пилястрами и колоннами верхним этажом. Замечательны вынутые углы этого верхнего этажа, в которых стоят свободные колонны. Замок в Рёскильде с его пышными оконными обрамлениями и замок Гиршгольм с коринфскими двойными пилястрами и орнаментацией из раковин и плодовых гирлянд также построены Турахом.

Королевский замок Христиансборг

Королевский замок Христиансборг

Фридрих V (1746-1766) избегал мрачного замка Христиансборг. В его царствование во шик Фридрихсстадт или Амалиенборгский квартал. Восьмиугольная Амалиенборгская площадь, центр этого аристократического квартала, украшена четырьмя сооруженными в одинаковом стиле дворцами, лучшими сооружениями Эйгтведа. Два из них образуют теперешний королевский дворец, один — дом наследника престола, один занят министерством иностранных дел. Главные четыре постройки с проездами, как главные корпуса дворца, образуют остальные четыре стороны восьмиугольника. Верхние этажи над облицованным плитами нижним расчленены ионическими пилястрами, а в среднем выступе, под тяжелым барочным фронтоном, ионическими парными колоннами. В разработке пластических деталей принимал участие Леклерк.

Архитектура во времена Фридриха V

В царствование Фридриха V была также спланирована Эйгтведом небольшая, украшенная по среднему ризалиту входной стороны ионическими пилястрами Фридриховская церковь в Копенгагене, оконченная уже его зятем Антоном. Лучшим зданием самого Антона был Фридриховский госпиталь, отличавшийся хорошей внутренней распланировкой и художественными пропорциями.

Венцом Амалиенборгского квартала и славой Копенгагена должна была стать большая мраморная, покрытая куполом Фридриховская церковь. Первые планы ее принадлежат Эйгтведу. В дальнейшей разработке их принимали участие Турах и Антон. В 1754 г. был призван в Париж француз Жарден, удержавший лишь основной план и изменивший архитектуру немецкого барокко на французский классицизм. Явилась центральная купольная постройка с колонным, увенчанным фронтоном портиком! Боковые башни фасада отделены перекрытым арками пространством от главного здания! Барабан купола окружен, по образцу лондонского собора св. Павла или парижского Пантеона, колоннами! Все колонны коринфского стиля! Эта постройка оказалась слишком обширной и дорогой для маленькой страны. Она была оставлена в 1770 г., Жарден отпущен. Лишь в XIX столетии на средства одного богатого частного лица она была благополучно доведена до конца, в несколько измененном виде, без боковых башен, Фердинандом Мельдалем, которому мы обязаны также наиболее надежными сведениями о датской архитектуре XVIII века.

Из остальных построек Жардена в Дании, кроме уже упомянутого «рыцарского зала» в замке Христиансборг, следует назвать еще скромный и простой, в духе французского классицизма небольшой замок Мариенлюст близ Гельсингёра. В 1762 г. Жарден издал атлас, посвященный церкви и сохранивший нам, по крайней мере, в гравюрах его лучшее сооружение.

Наконец ученик Жардена, Каспар Фредерик Гарсдорф (1735-1799), учившийся затем в Париже у Суффло, стремился привить датскому зодчеству чистый эллинизм, как его тогда понимали, в духе построек Стюарта и Реветта. Его главной заслугой считается то, что он впервые поставил на берегах Зунда чисто ионические колонны; его лучшей постройкой был ионический соединительный портик между амалиенборгскими дворцами в Копенгагене.

2 — Датская скульптура и живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий